08.04.2024 · Россия и мир ·
Кишинёвский суд вынес решение: русский имперский чёрно-жёлто-белый флаг является теперь в Молдавии символом экстремизма.
Давайте посмотрим вглубь истории, чтобы понять, как так вышло. Что мы сделали молдаванам, что они один из символов нашей страны сравнивают буквально со свастикой?
Рассказ о Молдавии лучше всего начать издалека.
После падения Римской империи, её пограничная область — Дакия, прилегающая к Дунаю, стала настоящим проходным двором. По ней прошлись гунны, готы, славяне, венгры.
Последними туда пришли валахи — последние осколки кельтских племён, при римлянах населявшие значительную часть Европы. Они говорили на сильно искажённой, «крестьянской» латыни и стали этнической основой будущего румынско-молдавского народа.
Находясь на севере Балкан, валахи видимо подверглись влиянию тюрок: болгар и печенегов, причём в отличие от славян, переняли много тюркских обычаев и привычек.
Закончилось тем, что примерно в IX-XI веках валахи селятся сначала в Трансильвании, а затем на равнинах к востоку и югу от Карпатских гор. Собственно, так и произошло разделение: те, что на востоке — молдаване, те, что на юге — валахи.
Времена были тогда суровые. Валахи оказались под властью венгров и болгар, входили в сферу влияния Византийской империи. Они приняли православие, находились под управлением болгарской епархии, подчинявшейся Константинопольскому патриарху.
Когда в Восточную Европу пришла Золотая орда, Валахия и Молдавия подчинились ордынским ханам, но всегда считались периферийной территорией, особого порядка там никогда не было. «Закон — тайга».
Какую-то государственность в Молдавию и Валахию принесли венгры. В XIV столетии местные воеводы периодически восстают против власти Буды и обретают самоуправление.
Так продолжалось вплоть до прихода турок в конце XIV века. Венгры и молдаване с валахами примерно полвека воевали с турками, но чем дальше, тем больше в междоусобной борьбе опирались на османов.
Уже во второй половине XV века, княжества Молдавия и Валахия окончательно становятся частью Османской империи. С тех пор, вся власть там осуществлялась от имени султана, хотя остались местные князья и довольно призрачное самоуправление.
Молдаване оказываются под мусульманским гнётом аккурат в то время, когда Россия в 1480 году при Иване III окончательно уничтожает ордынское иго и обретает свободу. В XVII веке, когда Речь Посполитая переживала последнюю эпоху подъёма, поляки попытались отхватить Молдавию. Несмотря на временные успехи неизменно оказывались биты турками.
Вопрос «Что такое власть турок над христианами?», требует особых пояснений. Положение христиан в Османской империи было унизительным.
Особенную роль играл мусульманский фанатизм турок, которые считали себя избранным народом, призванным вести за собой весь мусульманский мир. Под властью осман оказались Мекка, Медина и Иерусалим. Османский султан был ещё и халифом, то есть военным и духовным вождём всех мусульман мира.
В Османской империи христиане очень сильно ограничивались в правах. Они платили особый налог «джизья», который считался выкупом за сохранение жизни. То есть не заплативший джизью христианин мог быть вполне официально и безнаказанно убит. Размер этого налога был очень высок. Зачастую разорителен. Бедняки переходили в ислам, чтобы не лишиться последнего.
В любом судебном споре мусульманин автоматически оказывался выигравшей стороной, независимо от обстоятельств дела. Мусульманин мог совершенно безнаказанно унижать христианина. Тот был обязан терпеть любые оскорбления. Христиане не имели права носить оружие и тем более защищать себя от насилия мусульман.
В Молдавии и Валахии стояли турецкие гарнизоны, которые вели себя как завоеватели в покорённой стране. Князья Молдавии и Валахии назначались султаном и должны были присягать ему на верность.
Всё это, разумеется, вызывало недовольство молдаван. В княжестве постоянно происходили восстания, которые кроваво подавлялись турецкими властями. Каждое восстание неизменно заканчивалось не только массовыми убийствами христиан, но и конфискацией земель, которые переводились в прямое управление мусульман.
Казалось, что ужасу жизни под турками не будет конца. Надеяться на помощь из-за рубежа было бессмысленно. И поляки, и венгры были католиками, а значит даже в те краткие моменты, когда у них получалось одолеть турок, Молдавия меняла мусульманское порабощение на католический гнёт.
Но в начале XVIII века в Европе появилась новая сила — Россия, которая очень быстро заставила считаться с ней всех соседей. Молдаване стали с надеждой смотреть на православную Империю. Уже в 1711 году князь Молдавии Дмитрий Кантемир присягнул на верность Петру I.
Столетия жизни под «восточными людьми» не прошли даром. Кантемир наобещал русскому царю слишком много. И готовую молдавскую армию и всеобщее восстание против турок и помощь провизией и боеприпасами, стоит лишь русским войскам перейти через реку Прут.
Вера слову Кантемира очень дорого стоила русским. Ни военной помощи, ни восстания в тылу осман, Пётр I не дождался. Его армия оказалась окружена у Прута и лишь героизм русских солдат спас войско и самого царя от поражения и плена.
Впрочем, присяга Молдавского князя, принесённая Российской Империи, означала принятие со стороны России обязательства рано или поздно освободить Молдавию и присоединить её к России. Лишь после русско-турецкой войны 1768-1774 годов Россия получила право защиты христиан в Молдавии и Валахии. За это право было пролито немало русской крови.
В 1812 году завершилась русско-турецкая война 1806-1812 годов. По условиям Бухарестского мира Россия получила молдавские земли между Днестром и Прутом.
Оставшаяся часть Молдавии и Валахии оставалась под властью османов. Миссия освобождения христиан ещё не была завершена. Новая война с Турцией 1828-1829 годов, закончившаяся стремительным переходом русской армии через Балканы и взятием Адрианополя, принесла в дунайские княжества долгожданный мир.
Формально они оставались под властью султана, фактически они получили почти полную независимость, управлялись из Санкт-Петербурга, и жили по своим законам и обычаям.
Русские не навязывали молдаванам свои порядки, не заставляли их платить обременительную дань. Не делали своими рабами и слугами. Они были первым народом, кто стал обращаться с молдаванами как с равными людьми.
Русская армия в войне 1877-1878 года принесла Валахии окончательное освобождение от турок. Было провозглашено новое государство — Румыния. Очень быстро оно забыло, кому обязано своим существованием.
Русские принесли Молдавии и Валахии свободу именно под теми цветами, что теперь считаются в Молдавии экстремистскими!
Русская армия носила чёрно-жёлто-белую кокарду, шла в бой под белыми полковыми знамёнами с чёрным орлом в золотом щите. Русский офицерский шарф был серебряно-чёрно-жёлтый. Даже ленточка военного ордена Св. Георгия была чёрно-жёлтой.
В те времена ни один молдаванин в здравом уме не стал бы говорить о том, что эти цвета можно и нужно запретить.
Если бы к молдаванам не пришли войска с символами Российской Империи, их вполне могла ждать участь греков и армян. Участь геноцида.
Жестокость турок не знала границ. Вполне возможно, что ни 19 миллионов валахов (теперь их зовут румыны), ни 2,5 миллиона молдаван просто не существовало бы.
Русские спасли их от порабощения и смерти.
Понятно, что молдавское правительство руководствуется не исторической памятью, а текущими политическими интересами.
Правительство Майи Санду опасается, что после победы на Украине русская армия вступит в Приднестровье.
Освободительное движение прорусской Гагаузии тоже не добавляет симпатии идеям Российской Империи.
Санду направляет все свои усилия на вступление в ЕС, НАТО и даже Румынию. Она стала очередным лидером страны в Восточной Европе, которая верит, что за русофобию можно получить кусок сладкого рулета.
В 2004 году в это ещё можно было поверить. В 2024 году — это клинический идиотизм. Времена, когда русофобия могла быть выгодной экономической инвестицией канули в Лету.
После первой четверти XXI века русофобия вознаграждается не безопасностью и богатством. Теперь за русофобию можно получить только тысячи корректируемых авиабомб.
Да, молдавский суд может назвать символы Российской Империи экстремистскими.
Мы же в таком случае вспомним присягу Дмитрия Кантемира Петру I. Ведь в мире нет никакой силы, которая может от неё освободить ни вас, ни нас.
Если для молдаван настолько невыносима идея об освобождении русского Приднестровья и Гагаузии, то для нас настолько же невыносима идея об их потере.
И, да, мы готовы насильно быть милыми.
15.03.2024 · Россия и мир
05.03.2024 · Мировая политика
03.03.2024 · Россия сегодня