• Новости
  • Видео
  • Библиотека
  • Интересные каналы
  • О движении
  • Вопрос / ответ
  • Авторы
  • Помощь
  • Меню

    Новости

    Видео

    09.10.2023 ·

    Ярослав Белоусов: Истинная наследница СССР. Как Украина оказалась инкарнацией советского проекта.

    https://cdn.readovka.space/video/objasnaet/07-10-2023-01.mp4

     

    Как современная Украина оказалась инкарнацией советского проекта

     

     


    Непременным атрибутом враждебной нам Украины принято считать снос памятников — как советских, так и посвящённых дореволюционной России. О том, что уничтожать монументы — плохо и что так делают только нехорошие дяди из Киева, вам на улице скажет любой ребёнок. Но мало кто знает, что капитальное разрушение прошлого придумали не украинцы — нынешние захисники незалежной лишь повторили опыт СССР.

     


    Homo ucrainicus как новая версия Homo soveticus

     


    В 2003 году президент незалежной Леонид Кучма во время презентации своей книги с говорящим названием «Украина — не Россия» произнёс следующее: «Русский человек давно создан своей историей, и нет опасности, что он перестанет быть русским. У нас же на повестке дня стоит задача, о которой в этой книге я сказал, перефразируя выражение известного итальянца: создать украинца». Точнее и не скажешь.

     


    До Кучмы и его преемников подобную общность пытались сконструировать советские вожди. Не получилось — то ли побоялись, то ли не видели необходимости объявить решительный бой национальным чувствам. В итоге окрепшие национализмы спустя несколько десятилетий не оставили от Страны Советов и камня на камне.

     


    Архитекторы украинства учли эту ошибку и преисполнились надеждами на успех. Там, где творцов Homo soveticus ждал провал, создатели Homo ucrainicus намерены победить.

     


    Всё начинается с переписывания истории

     


    Создание нового общества что в СССР, что на Украине проходило по одинаковым лекалам. Сначала прошлое подлежало частично — переписыванию, частично — забвению. После этого опустевшее место заполняла его нужная трактовка. Чтобы не возникало лишних вопросов, целые пласты истории просто-напросто стирались. Так, в одной из советских газет 1920-х годов прошлое преподносилось как «предреволюционная жизнь и борьба отцов и дедов нынешнего пролетарского читателя». Всё, что было старше дедов, вытеснялось в сферу шуток и анекдотов.

     

     

     

    В раннем СССР российская история до XIX века была попросту вырезана. По замыслу большевиков, прошлое заключалось в борьбе народа и его «лучших представителей» с самодержавием — и только. Трудящиеся массы подвергались угнетению, а любые успехи «царизма» это угнетение только усиливали. Даже победа в войне с Наполеоном трактовалась как «начало жесточайшей всеевропейской реакции».

     


    «Это было собрание нескольких десятков народов… объединённых только общей эксплуатацией со стороны помещичьей верхушки, и объединённых притом при помощи грубейшего насилия», — под этими словами отца советской историографии Михаила Покровского о России вполне подписались бы и идеологи современного украинства.

     


    Нынешние жовто-блакитные большевики убрали из учебников Дмитрия Донского, Минина с Пожарским, маршала Кутузова и других героев русской истории. В самостийной версии история — это постоянная борьба украинского народа с царистско-коммунистической Москвой. Место «тёмного» царского прошлого заняло «тёмное» российское прошлое. Всё, что не вписывается в данный концепт, отброшено прочь.

     


    Налицо — тотальная квазиисторизация массового сознания, без которой ни советский, ни украинский проекты хоть на какое-либо продолжительное время состояться бы просто не смогли.

     


    Расчистка места для проекта

     


    Переписать историю мало — окружающее пространство должно быть приведено в соответствие с её новой версией. Отсюда — необходимость в уничтожении памятников ненавистной исторической эпохи и смене названий.

     


    Первый урок по масштабному сносу монументов дали большевики. Вскоре после прихода к власти они разрушили посвящённую участникам Русско-турецкой войны 1877–1878 годов часовню Александра Невского. Могилы геров Куликовской битвы Пересвета и Осляби были превращены в фундамент для компрессоров. В Нижнем Новгороде взорвали храм с останками Кузьмы Минина, а надгробия с могилы князя Дмитрия Пожарского в Суздале были использованы для строительства фонтана. Памятники царским генералам и губернаторам разрушались и переплавлялись. Улицы и города переименовывались. Масштабы кампании по уничтожению культурного наследия Российской империи превосходили даже наблюдаемое нами с 2014 года на Украине.

     

     

     

     


    На возмущённый вопрос «непонятливых» деятелей культуры, к чему такое варварство, тогдашние советские власти отвечали: «Москва — не кладбище былой цивилизации, а колыбель подрастающей новой пролетарской культуры, основанной на труде и знании». Коротко и ясно.

     


    Технология изобретения культуры

     


    Переписывание учебников по истории и снос памятников стали лишь подготовкой для засева нового сознания массовой культурой.
    В раннем СССР всё — и печать, и кино, и театр, и архитектура — было направлено на тиражирование новой идентичности. Причём сначала полагалось приложить усилия к разрушению старого — национальной гордости, религиозных «предрассудков» и семейного быта. Отсюда — борьба с «великорусским шовинизмом», православием и традиционным браком, провозглашёнными главными атрибутами отсталости и мещанства. Их место должны были занять интернационализм, атеизм и равноправие полов — в СССР; национализм, христианско-языческий синкретизм и гендерное разнообразие — в современной Украине.

     


    Пока советский масскульт глумился над прошлым (Русь! Сгнила? Умерла? Подохла? / Что же! Вечная память тебе. / Не жила ты, а только охала / В полутёмной и тесной избе), власти добивали тлевшие очаги сопротивления разгромленной Церкви, а её остатки брали под контроль. Спустя столетие подобное произошло и на Украине — раскольническая ПЦУ получила автокефалию, а УПЦ до сих пор уничтожается извне и изнутри. Сейчас мы наблюдаем финальные аккорды расправы над историческим православием в этой стране.

     

     

     

     

    Контроль властей СССР над обществом был бы невозможен без ликвидации патриархальной семьи посредством внедрения гражданского брака и пропаганды свободных отношений. Возникшие после революции общества «Долой стыд» и «Долой невинность» стали неотъемлемой частью «советской сексуальной революции». Власти незалежной же бьют по традиционным отношениям и выдают карт-бланш меньшинствам. Так украинский проект неожиданно, но закономерно приобрёл сексуальное измерение.

     


    Телевидение тоже послужило делу пропаганды нового мировоззрения. В 1928 году вышел фильм «Капитанская дочка» по знаменитому роману Пушкина — ценностная система ленты была вывернута наизнанку. Пётр Гринёв был показан трусливым и недалёким, а главным положительным героем оказался… предатель Швабрин. В фильме он, правда, именуется Шваневичем. Это дерзкий дворянин-«народник», который переходит на сторону Пугачёва согласно своим убеждениям и провозглашается эталоном для подражания.

     


    Ранняя культура СССР за дефицитом собственного багажа была вынуждена паразитировать на русской классике, коверкая её до неузнаваемости и меняя смыслы на противоположные. Как метко указал сценарист «Капитанской дочки», советский писатель Виктор Шкловский: «Каждая эпоха имеет право переделывать предыдущую».

     


    После такого воровство русских героев — от князя Святослава до академика Королёва — и их переделка в украинцев не выглядят чем-то из ряда вон выходящим.

     

    Утверждение новых основ

     


    Чем фундаментальнее изменения — тем основательнее трансформируется общество. Таков главный советский рецепт.

     


    В освобождённом от культуры царской России раннем СССР место Кутузова, Багратиона, Нахимова и Скобелева заняли Чапаев, Будённый, Ворошилов и Щорс. Это были герои новой нации. Им ставили памятники, их воспевали в стихах, в учебниках им посвящали целые параграфы.

     


    И как венец всего должен был измениться язык — не просто лицо культуры, а её основа.

     

     

     


    Начали большевики с реформы алфавита. Именно им мы обязаны исчезновению твёрдого знака после согласных на концах слов и другим новинкам. Но на этом реформу языка завершать не собирались, так как руководство страны видело в русском алфавите пережиток «национал-буржуазной великорусской идеологии». В стране возникли кружки эсперантистов, которые готовили свою замену нашему языку. В 1929 году советское руководство активно обсуждало его перевод на латиницу. Сложно сказать, чем бы всё кончилось, не откажись Сталин от этой затеи в 1930-е годы.

     


    Сейчас смена алфавита обсуждается на Украине. С такой идеей в 2021 году выступил глава СНБО Алексей Данилов. Отказ от кириллицы, по его мнению, является «одной из фундаментальных вещей» для незалежной нации.

     


    Смогут ли украинцы завершить то, чего не успели большевики, мы ещё увидим.

     


    Будущее Украины под вопросом

     


    Судьба СССР и советского человека должна послужить предупреждением архитекторам украинства. Не считающаяся с реальностью борьба за воплощение в жизнь радикальной утопии оказалась обречена даже в условиях изобилия ресурсов, которыми обладали большевики. Созданная ими государственность просуществовала всего 70 лет. Оснований считать, что постсоветская Украина в своей агрессивной форме проживёт больше или столько же, конечно же, нет.

     


    Впрочем, и в наши дни можно встретить людей, называющих себя «советскими». Это можно рассматривать как побочный эффект распада большой системы, из-за масштабов растянувшийся на целые десятилетия.

     


    Причины краха советского общества кроются в неизбежной рутинизации и потере привлекательности утопии. Борьба за мировое переустройство окончательно перестала занимать народ в 1960-е годы, а компенсировать эту потерю коммунизму было нечем. Когда людей настигло разочарование, они обратились к традиционным пластам культуры и истории в поиске спасения.

     


    Без настоящей, не эрзац, национальной идеи, любая попытка построить государственность скатывается в потребительство. Как мы и увидели в случае СССР, к концу века, начатого революцией, на первый план для людей вышли не мечты о коммунизме, а пресловутые джинсы и сто сортов колбасы.

     


    Подобное может произойти и с незалежной. Революционный пыл молодых украинизаторов уже стал причиной отпадения Крыма, отделения Донбасса и начала СВО. Капитулируют ли зодчие украинства прямо сейчас или продолжат борьбу с Россией до «последнего ВСУшника», по большому счёту значения не имеет. У всех утопий — один конец.

     


    Возможно, через полвека наши потомки будут удивляться, встретив на улице Киева или Одессы называющего себя «украинцем» одинокого прохожего, и вертеть пальцем у виска, провожая его после короткого и яростного спора.
      

    Смотрите также

    Генерал-лейтенант СВР Леонид Решетников о демонтаже бюста генералу Врангелю в Ростове-на-Дону

    Случай с памятником генералу Врангелю просто вопиющий. Изо дня в день мы слышим: не трогайте памятники революционерам, террористам Ленину, Дзержинскому. «Это наша история!». Подождите, а Петр Николаевич Врангель – герой Первой мировой войны, сражавшийся в Гражданскую войну под лозунгом «За Единую, Неделимую Россию!» под нашим трехцветным флагом, который сейчас является государственным флагом Российской Федерации, не наша история? Он не герой?      Наше открытое письмо президенту Владимиру Путину уже подписали сотни человек. Причем подписывают все: участники СВО, ветераны боевых действий и вооруженных сил РФ, казаки, кандидаты и доктора наук, врачи, рабочие, студенты, школьники и пенсионеры. И все эти люди озабочены тем, почему кто-то, а кто мы можем прямо сказать – леворадикальные организации: коммунисты, «Суть времени», «Левый фронт» и прочие, –имеют абсолютное право определять, кому можно ставить памятники, а также что является «нашей историей» и что «не нашей»?  Как раз историей Великой России, русской историей является генерал Врангель, адмирал Колчак и многие другие военные и гражданские деятели, инженеры, строители, я бы сказал, весь срез Российской Империи, который созидал великую страну, страну-цивилизацию, как говорил Владимир Путин.      У нас давно уже не коммунистический строй. Советская власть закончилась в 1991 году. Устами президента неоднократно говорилось о национальной катастрофе, к которой привела Октябрьская революция, что Ленин не политик, а революционер, чьи действия и чья национальная политика по разделу нашей страны на республики привели к тому, что Советский Союз в конце концов развалился, про создание большевиками некой Украины на русских территориях… Все это сказано! Все это официально произнесено! Но когда дело доходит до конкретной установки памятника какому-то полководцу Первой мировой или Гражданской войны с Белой стороны, сразу возникает атака леворадикальных, практически экстремистских сил, и местное чиновничество моментально прогибается.     Вспомним ситуацию с Тарусой. Когда городское собрание решило вернуть исторические названия улиц этому русскому городу, какое оказали давление и заставили законсервировать этот проект. Да и много других таких проектов. Почему под влиянием этих полуэкстремистских, кстати, оппозиционных правительству и президенту организаций местное чиновничество сразу отступает, соглашается и прибегает к действиям, которые выглядят просто позорно? Открыть скромный бюст генералу Врангелю в присутствии воспитанников Кадетского корпуса, а потом замотать его черной тряпкой и клейкой лентой, что же...

    Обращение к Президенту Российской Федерации

    Открытое письмо Президенту России В.В. Путину, которое подготовлено фондом «Наследие» и Союзом «Наследие Империи» опубликовано на сайте «Наследие Империи».      Активную помощь в распространении письма и сборе подписей оказало движение «Русский союз».     Открытое письмо президенту России Владимиру Путину     Уважаемый Владимир Владимирович!     Русскую патриотическую общественность неприятно озадачило сообщение о том, что, по указанию администрации губернатора Ростовской области, бюст генерала Петра Николаевича Врангеля, недавно установленный на территории «Второго Донского Императора Николая II кадетского корпуса» Донского государственного технического университета, замотан черным полиэтиленом и готовится к демонтажу. Это стало результатом протестов, организованных КПРФ и леворадикальными организациями типа «Суть времени», «Родительский комитет сопротивления» и т. п. Нас не удивляют их позиция и требования, нередко граничащие с экстремизмом. Нельзя, конечно, никому запретить выражать свои взгляды на те или иные исторические события и персоналии, если только выносимые оценки не основаны на лжи, дезинформации, манипуляции и провокации. В данном случае вызывает глубокое недоумение и сожаление такая поспешная реакция властей на организованные протесты тех сил, которые, по их собственным заявлениям, находятся в оппозиции к действующим властям РФ.     Вот уже несколько лет российское руководство настойчиво призывает общество к национальному «примирению» «красных» и «белых». Формулировка во многих отношениях более чем странная, но мы, русские православные патриоты, твердо поддерживающие линию Президента и Верховного Главнокомандующего в противостоянии коллективному Западу в ходе СВО, готовы занять конструктивную позицию. Однако действия властей в Ростове-на-Дону, подобно похожим эпизодам в некоторых других регионах нашей страны, невольно подталкивают нас к горькому выводу, что все декларативные призывы к «примирению» больше напоминают сиюминутную и казенную политическую демагогию, нежели стремление к реальному общественному согласию.     По Вашей инициативе и в Вашем присутствии в России воздвигнуты прекрасные памятники героям русской истории: Великому Князю Александру Невскому, Императору Александру I, Императору Александру III, Великому Князю Владимиру Святому, героям Первой мировой войны. Также именно Вы стали подлинным инициатором примирения народа, преодоления революции и братоубийственной смуты, оставивших неизгладимые следы в душах наших людей, открыв восстановленный Крест на месте убиения Великого Князя Сергия Александровича руками богоборца и террориста Каляева, памятник жертвам политических репрессий, памятник А.И. Солженицыну. Ваша речь на Бутовском полигоне войдет в историю возрождающейся России. Совсем...

    Обретение подлинника чудотворного образа Казанской Божией Матери

    Патриарх Кирилл объявил об обнаружении подлинника чудотворной Казанской иконы Богородицы XVI века, считавшейся утраченной. В Переделкино нашли подлинник Казанской иконы Богородицы, с которой освободили Кремль в 1612-м.     В ходе литургии в Успенском соборе Московского Кремля, транслировавшейся на сайте РПЦ, патриарх Кирилл представил подлинник Казанской иконы Божией Матери XVI века, которая считалась утраченной.     Икону обнаружили в патриаршей резиденции в Переделкино, сообщает РБК. Сначала икона показалась старательно выполненной подделкой, но потом искусствоведческая экспертиза подтвердила ее подлинность.     «Икона является тем самым образом, в руках с которым князь Пожарский и Минин освободили Китай-город, Кремль и изгнали поляков из нашего отечества… Сегодня мы является свидетелями очень важного исторического события. Этот день можно назвать обретением чудотворного образа Казанской Божией Матери Московской», — прокомментировал находку патриарх Кирилл.     Согласно церковному преданию, икона чудесным образом явилась в 1579 году после страшного пожара в Казани. Перед ней в канун Полтавской битвы молился Петр Первый, а в 1612 году она сопровождала ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.     Икона была похищена в 1904 г. из казанского Богородицкого монастыря и считалась уничтоженной.       "Это событие можно отнести к историческим событиям. Мы видим перед собой подлинник чудотворного образа Казанской Божией Матери, перед которым молился Пожарский и Минин, и которая спасла наш народ от иностранной интервенции и неизвестно от каких последствий этой интервенции. Этот образ является нашей национальной святыней", — сказал патриарх Кирилл.     Патриарх показал оригинал иконы Казанской Божией Матери.   О том, что Казанская икона сохранилась, патриарх прямым текстом говорил еще в 2020 году:    "Все чаще и чаще появляются свидетельства о том, что эти иконы не исчезли. Все чаще и чаще появляются сведения о том, где эти иконы могут сегодня находиться, - и Одигитрия Смоленская, и Казанская", - сказал патриарх в проповеди после божественной литургии в Донском монастыре.     Он отметил, что если есть сведения о том, где находятся эти иконы, то "это уже залог того, что в какой-то момент времени, когда будет угодно Царице небесной, эти...