22.10.2022 · Культура · Инновации · Урбанистика ·
При первом взгляде токийский небоскрёб Pod Skyscraper не производит особого впечатления, что не удивительно: архитектура Токио в целом – не для любителей классической эстетики. Но главная ценность Pod Skyscraper не в нём самом, а в принципе, в соответствии с которым он должен быть построен. А в полной мере построенным он не должен быть никогда.
Главная «фишка» Pod Skyscraper в том, что он способен расти, и такой рост может продолжаться неопределённо долго. Именно поэтому его создатель – малазийский архитектор Хасиф Рафиэи (Haseef Rafiei) – называет его «бесконечным небоскрёбом».
Основания для такого роста вполне рациональны: высота и заполненность небоскрёба зависит от количества людей, в нём живущих. Когда в Pod Skyscraper вселяется новый жилец, в уже существующий каркас встраивается новый модуль, или несколько. Всё зависит от пожеланий и финансовых возможностей этого жильца. Структура модуля заранее прорабатывается «на земле». Решаются вопросы с наполняемостью, эстетикой и функциональными задачами. Рафиэи предполагает, что пространство здания может быть использовано и в качестве жилого, и как бизнес-площадка. При желании вы можете разместить в нём что угодно, вплоть до частного кинотеатра или магазина. После того, как проект утверждён, проект передаётся в ведение 3D-принтера, который находится в самом здании. Создание модуля должно происходить, соответственно, не на земле, а на высоте – в воздухе. Как только модуль будет готов, строительный кран встроит его в соответствующую ячейку. Строительные материалы должны доставляться наверх при помощи гидравлической системы, встроенной в один из боковых фасадов.
Если жильцов мало, то и высота Pod Skyscraper будет не большой. Но учитывая проблемы с жильём в Токио, значительная часть населения которого живёт в квартирах, чьи размеры напоминают наши комнаты, здание будет обжито достаточно быстро. Следовательно, рост – почти неизбежен.
Внутреннее наполнение здания также подвижно. Если вам надоела одна из ваших ячеек, вы хотите изменить её форму, количество комнат, расширить площадь балкона или придумать что-нибудь ещё, то «морально устаревшую» ячейку спустят вниз, а взамен пришлют новую, вполне соответствующую вашим сегодняшним ожиданиям. Любые капризы – за ваши деньги.
Pod Skyscraper пока – это только проект. Возможно, он никогда не будет реализован. Большинство придуманных картин никогда не было написано, большинство прозвучавших мелодий ускользнуло от нотной фиксации, большинство архитектурных проектов так и не стало зданиями. И это вполне естественно: история – это, в первую очередь, путь потерь. Все достижения – по остаточному принципу.
Но, будучи только проектом, Pod Skyscrape уже обзавестись престижной премией (eVolo Skyscraper Competition) и, мягко говоря, не обделён вниманием прессы. Получается, что своё место в истории архитектуры он уже занял. Хотя, предполагаю, его авторам хочется большего.
Pod Skyscraper – это, в первую очередь, новый принцип взаимодействия объекта с пространством. Вся история архитектуры (доклассической, классической и постклассической) – это история создания структурно статических объектов. Если вы однажды построили дом в десять этажей, намного выше он уже никогда не станет. Два, три, четыре этажа пристроите. Но это – в лучшем случае. Большинство архитектурных объектов сохраняло свою изначальную форму до конца своего существования.
Pod Skyscraper – это структурно динамический объект. Изменчивость интегрирована в его жизнь с самого начала. Он растёт вверх, при желании и соответствующей доработке сможет расти и вширь – не важно, на какой высоте эти «горизонтальные изменения» будут происходить. Если проект осуществится, то потомки этого небоскрёба (семья Pod Skyscraper 2.0) смогут получить и меняющиеся фасады, и новые функциональные возможности. (Группа жильцов может скинуться, в частности, на создание закрытого парка или бассейна, или школы.)
Архетип статической архитектуры – это архетип камня – неизменного и прочного. Первое в сочетании со вторым и формировало претензию на вечность. Архетип Pod Skyscraper – это архетип дерева.
Когда физическая среда позволяет, дерево растёт ввысь и вширь. А в ситуации устойчивого демографического роста среда будет не просто позволять осуществлять подобные изменения. Она будет их требовать.
Рядом с одним деревом вырастает другое. Потом ещё и ещё. Деревья растут, протягивают друг к другу свои ветви. Эти ветви переплетаются друг с другом. Французский историк Ле Гофф однажды заметил, что в Тёмные века белка-турист, забравшись на дерево где-нибудь на берегу Одера, могла, не спрыгнув на землю, доскакать до Рейна. Pod Skyscraper намекает, что нечто похожее со временем может произойти с жителем мегаполиса. И ему не обязательно надо будет идти по высотным улицам. Там, где однажды появился пешеход, со временем появится транспорт.
Но визитная карточка Pod Skyscraper – это не открытие новых путей для городского движения, а идея тотальной изменчивости. Если вы были в некоем городе двадцать лет назад, а теперь захотели туда вернуться, то логика Pod Skyscraper подсказывает, что вы едва ли узнаете некогда полюбившийся город. И это вполне справедливо. За двадцать лет изменились вы. Изменился и город. И некогда столь полюбившаяся улица встретит вас в новом обличье. Вам это может не понравится, но вас никто и не будет спрашивать. Через двадцать лет вы будете находиться в преклонном возрасте, а будущее, как известно, принадлежит молодым. И для них новый ландшафт старой улицы будет вполне естественным, привычным и родным.
Подлинный традиционализм – это не консерватизм, стремящийся превратить реальность в застывший поток образов, а чувство постоянной сопричастности с тем, что вы считаете близким и родным. Чтобы чувствовать себя естественно внутри традиции не надо пытаться принуждать её к воспроизведению элементов прошлого. Этого никогда не будет. Надо просто не покидать эту традицию. И тогда изменения внутри неё станут и изменениями внутри вас.
Pod Skyscraper – это специфическое, с точки зрения эстетики, наверное, не очень удачное, стремление заглянуть в будущее. И при вех своих спорных элементах, самое важное в Будущем этот проект прочувствовал очень точно. Процессы, связанные с глобальными изменениями, будут только ускоряться. И всё, что мы можем сделать в рамках такой перспективы, это – стать их частью. В любом процессе важен вектор. Но влиять на направление движения можно только изнутри.
06.01.2025 · Православие
15.03.2024 · Россия и мир
05.03.2024 · Мировая политика