• Новости
  • Видео
  • Библиотека
  • Интересные каналы
  • О движении
  • Вопрос / ответ
  • Авторы
  • Помощь
  • Меню

    Новости

    Видео

    16.05.2023 ·

    Окопная правда от тех, кто «за базар ответил»: За что русский солдат, не жалея жизни, сражается на Украине?

    Политрук Смагин об украинской тирании: Здесь младенцы первым говорят слово "мина" и смеются от взрывов

     

    Стас приехал в Донецк в воскресную увольнительную из многострадальной Марьинки. Невзрачный топоним, ставший известным всему миру, символ кровопролитных боев и отчаянных штурмов. Именно там стоит на позициях его батальон, названный в честь русского богатыря и святого Ильи Муромца.

     

    Я очень давно познакомился со Стасом Смагиным, ростовским политологом и журналистом. В 2018 году мы с ним безобразно разругались в интернете по поводу «минских соглашений» и одновременно забанили друг друга, чтобы больше никогда не видеть и не слышать. Но, Бог распорядился иначе, у Бога были другие планы на наши отношения. В 2021-м я встретил Стаса в Карабахе – армянский МИД привозил в воевавший тогда Арцах группу российских журналистов и политологов. Мы помирились, конечно. Следующая встреча – поздней осенью 2022-го в ледяном Донецке. Стас уже был одет в неказистый и не обмятый «донецкий пиксель». Приехал сюда добровольцем, не дожидаясь мобилизации. На мой идиотский вопрос «зачем?», Стас ответил прямо:

     

    - Столько лет говорить про Донбасс и остаться в стороне, в тылу? Тем более, меня оппоненты в дискуссиях все время отправляли в окопы. Ну, я прислушался. Я же ростовский пацан, а за базар принято отвечать.

     

    На Донбассе все последние сомнения исчезли. Стас рассказывает совершенно классическую историю. У каждого живущего здесь, в памяти есть что-то подобное. У меня - мальчик Артемка, с которым я во время обстрела поселка Зайцево, прятался под цоколем дома. И с каждым прилетом Артемка хохотал и говорил: «Бух!». Когда я спросил, сколько ему лет? Артемка показал на пальчиках – четыре и я понял, что он всю свою жизнь прожил на войне. За что и перед кем он так страшно провинился? У Стаса оказался похожий сюжет, его перепахавший:

     

    - Я только приехал в Донецк, осенью, помнишь, его тогда минами-лепестками закидывали? Идет по двору мальчик с мамой, наверное, только говорить начал и так ей строго: «На листья не наступай! Там мина-лепесток прячется!». Понимаешь, «мина-лепесток», среди его первых слов! Я лишь утвердился в мысли, что все правильно сделал.

     

    МЕЖДУ ФРОНТОМ И СПРАВКАМИ


    Кем он будет в СВО Стас пока не знал, но был готов ко всему. Это было гениальное решение командования – бросить прекрасного полемиста и убежденного «сепара» не на поднос боеприпасов, например, а на идеологический фронт. Впрочем, окопы у этого фронта все те же - земляные. И спустя полгода это отразилось на Стасе - лицо заострилось, обветрилось. Исчезла благообразность эксперта из телестудии – раньше Стаса часто приглашали федеральные каналы на свои политические ток-шоу.

     

    Я, по наитию, представлял себе специфику работы замполита-политрука и не ошибся в вопросе:

     

    - Бумажной работы много?

     

    Стас вздохнул:

     

    - Военная бюрократия - самая злая. А есть еще стык бумажной бюрократии и работы с людьми. Общение с родней погибших. Моя обязанность их известить. Представляешь, как это? Иногда, кажется, лучше уж самому «задвухсотиться» (погибнуть. - Ред.)…

     

    Мы помолчали, Стас продолжил:

     

    - Известил, а дальше начинается самое тяжелое. Я «веду» семью, помогаю оформить все выплаты и пособия. Как правило, задним числом начинают требовать все новые и новые справки…

     

    - Что у тебя за бойцы?

     

    - Донецкие «мобики», кто-то успел повоевать в 2014-15-х, кто-то вообще оружие в руки не брал, но сейчас появились ребята с Урала.

     

    - А в работе с бойцами вот в чем твоя задача?

     

    Стас отчеканивает:

     

    - «Донести до личного состава смысл нашей борьбы». Политрук должен быть все время с бойцами, не где-то в тылу. Но просто с ними быть – мало, нужно показывать, что ты «вывозишь за свои слова», что ты не просто «звиздобол-затейник». Ты не должен врать ребятам и не должен врать самому себе.

     

    - И что ты им говоришь?

     

    Стас долго перечисляет за что мы НЕ сражаемся (эти проблемы страны нам всем хорошо известны), а потом доходит до главного - за что бьемся:

     

    - За дедов и за будущее наших детей, за Россию древнюю и еще невиданную. Вообще, у бойцов нет сомнений, если мы не победим, России не станет и нас ждет крайне печальное будущее. Но это нужно проговорить, лишним не будет.

     

    Донбасским ребятам я объясняю, что вы теперь не только за свой дом сражаетесь, а за огромную страну, она теперь ваша.

     

    - А мобилизованным что говоришь?

     

    - Что они сражаются не только за дома боевых товарищей с Донбасса, но и за свои дома. За детей, которые пишут нам письма на фронт. Просто беру и пару писем зачитываю.

     

    А потом, мои же ребята видят, и я им напоминаю - кто к ним приезжает. Тот же Джанго и Лундстрем. Да просто ансамбль самодеятельный из Сибири приезжал, за свой счет, в отпуска! И такие же самодеятельные волонтеры.

     

    - У нас, например, через домовой чат соседи самоорганизовались, - киваю я. - И в редакции есть волонтерская ячейка. А жена моего коллеги, журналиста из «Комсомолки», просто носков навязала и в каждый вложила пачку хороших сигарет, я их развозил зимой по фронту.

     

    - А у меня однокурсник соседей по ростовскому району организовал. Вот мы и имеем постоянный поток народной поддержки, а бойцы это хорошо видят. И понимают, что на снарягу, которую им привезли, бабушки сдавали мятые тысячи, а дорогущие тепловизоры купили бизнесмены. Люди хоть и богатые, но наши, за нас.

     

    БРЕЖНЕВ 2.0


    Я говорю Стасу, что по фильмам и книгам, мы немного представляем политработу в Красной армии. В Третьем Рейхе, столкнувшись с нашим институтом политруков и оценив его эффективность, тоже захотели завести себе что-то подобное и стали отправлять на фронт «заслуженных членов НСДАП». Но было поздно. А вот у нынешнего противника как с идеологической работой на передке?

     

    - У них государство Украина «коллективный замполит». Пусть идея превосходства украинской нации бесконечно-ложная и не выдерживает критики, но оформлена она у них четко, двойных толкований не допускает. «Истинные украинцы будут пановать, а остальные на них работать, в свободной от москалей европейской Украине». «Границы 91-го года и захват новых территорий». То есть, для идеологических украинцев все предельно понятно.

     

    - У нас когда возродили замполитов?

     

    - Раньше при СССР – был ГлавПУР, а сейчас Политическое управление армии, появилось в 2018-м, возродили значит. Я - зам. командира роты по военно-политической работе, поэтому обязан «фильтровать», ничего сказать не могу, кроме того, что все в процессе организации. Мою должность в донецких армейских Корпусах ввели, например, полтора месяца назад.

     


    Пока Стас рядовой, но документы на лейтенанта ушли в Москву

     

    - Кто ты по званию?

     

    - Сейчас рядовой, но документы на лейтенанта ушли в Москву, первое офицерское звание присваивает министр обороны. Жду.

     

    - Став замполитом, ты пересмотрел военную судьбу Брежнева? - спрашиваю внезапно. - Помню, как любили угорать в Перестройку над его «Малой землей», люди, которые ни разу под артобстрелом не были. А Леонид Ильич в военные годы был настоящий замполит, боевой, не штабной!

     

    - Веришь, к тебе шел и Брежнева вспоминал.

     

    - Часто на передовой бываешь?

     

    - Так Марьинка и есть передовая, очень тяжелая. Мы не штурмовое подразделение, но на штурмы у нас ребята ходят, мы закрепляемся на занятых позициях, нас обстреливают, мы обстреливаем в ответ. Наш блиндаж, через 50 метров уже украинские позиции.

     

    - Были моменты, когда твое присутствие, как политрука, было необходимо?

     

    - У нас одна позиция была в старом капитальном доме, он обвалился, под завалами осталось пятеро, их нужно было вытаскивать, мы слышали их крики. Я руководил группой ребят, разных возрастов, большинство мобилизованные. Я их не знал до этого дня. Мы разбирали этот завал. Пять минут разбираем, потом пережидаем обстрел. Потом прилетает «птичка» начинает на нас что-то сбрасывать. Мне не пришлось говорить какие-то лозунги, убеждать их. Они просто видели, что я работаю, не убегаю и делали тоже самое. Переждали обстрел, я им говорил: «пойдемте, еще поработаем» и они шли. Одного парня спасли, выжил.

     

    ЗАЧЕМ ЕЩЕ И КАППЕЛАНЫ


    Знаю, что Стас верующий. Раньше это звучало бы странно – воцерковленный замполит. Можно было за такое и без партбилета остаться, и без должности. Но времена изменились. Кроме замполитов появилось еще одно отдельное явление – священники на фронте. Они нужны здесь?

     

    - Лишь бы это явление не было формальным. Знаю, что есть структура по взаимодействию армии и РПЦ. И есть просто батюшки, которые приезжают к нам из других городов. Кто по послушанию, кто по душевной потребности. Есть донецкие батюшки. Это в дополнение к штатным капелланам, которые не в каждом полку.

     

    Стас рассказывает историю, про молебен в одном подразделений. Когда в конце службы батюшка начал кропить святой водой, какой-то боец потерял сознание. Стали его приводить в чувство, расстегнули форму, а у него на груди наколка с Бафометом в сатанинской пентаграмме. Стас смеется: «работает Святая вода и Божье слово!». Спрашиваю, возможна ли конкуренция между замполитом и капелланом? Стас такой расклад отвергает:

     

    - На практике все гармонично. Батюшка - это психолог в рясе, а замполит – психолог в форме. Задачи у нас сходные, мы дополняем друг друга. Батюшка утешит, подбодрит, напомнит про жизнь вечную. Замполит – замотивирует, а если нужно – будет примером. Не только верующему, но и атеисту.

     

     

    Смотрите также

    В МГУ стартует проект «Уроки нерассказанной истории»

    Проект проводится при поддержке Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы. С 18 сентября по 23 октября 2025 года на Историческом факультете Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (с онлайн-трансляцией в московских вузах) начнет работу совместный проект Благотворительного Фонда «Русский Союз» и Лаборатории истории диаспор и миграций истфака МГУ «Уроки нерассказанной истории».   В рамках проекта, который включает цикл из пяти лекций, известные российские историки расскажут о малоизвестных фактах, затрагивающих ключевые периоды нашей истории. Темы, которые осветят лекторы:   «Иван I Калита». Основы Русской цивилизации. «Земские соборы». Институты народного представительства и самоуправления в допетровской России. «Русская катастрофа 1917 года». Слом русского национального кода и трансформация Русской цивилизации «Распад СССР». Системные причины и факторы. Конец «эксперимента века». «Специальная военная операция». Восстановление единой и неделимой России. Глобальный вызов американской гегемонии. «В числе лекторов такие известные люди, как кандидат исторических наук, генерал-лейтенант Службы внешней разведки Российской Федерации Леонид Решетников, доктор исторических наук, профессор Сергей Перевезенцев, историк, публицист, автор и ведущий программы «КТО МЫ?» Феликс Разумовский, доктор исторических наук, профессор Фёдор Гайда», – рассказал руководитель столичного Департамента национальной политики и межрегиональных связей Виталий Сучков.   Проект «Уроки нерассказанной истории» направлен на воспитание патриотизма у молодого поколения, а также развитие грамотности и эрудированности в вопросах исторических фактов.   Программа ориентирована на всестороннее изучение исторических событий, побуждая студентов к самостоятельным исследованиям и формированию собственной позиции.   Проект научит студентов отличать факты от интерпретаций, понимать многогранность исторических процессов и защищаться от манипуляций информацией, что соответствует задачам по укреплению национальной идентичности, поставленным Президентом Российской Федерации.  

    Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на пленарном заседании XXVI Всемирного русского народного собора

    28 ноября 2024 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на пленарном заседании XXVI Всемирного русского народного собора «Русский мир: внешние и внутренние вызовы».   Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые отцы, братья и сестры! Уважаемые представители государственной власти!   Сердечно приветствую всех участников пленарного заседания XXVI Всемирного русского народного собора.   В прошлом году, на юбилейном съезде, мы говорили о настоящем и будущем Русского мира. Именно так звучала тогда тема нашей встречи, по этой теме и проходили дискуссии. Мы тогда много размышляли о понятии «Русский мир», о его ценностной парадигме и о том, какое место в ней занимает традиция.   Напомню, нами был сформулирован следующий важный тезис: Русский мир — это культурное пространство высоких духовных и нравственных ценностей, особое место среди которых занимают верность традиции, принципам солидарности и справедливости, взаимного уважения, терпения и миролюбия, устремленности к добру и гармонизации отношений, нравственно ответственного творчества и осознания неотделимости России от судеб всего мира, «всемирной отзывчивости» русского человека.   Итак, общность мировоззренческий идей и нравственных установок, общность святынь Русского мира, не связанного с государственными границами, национальными или религиозными различиями, образует ценностный фундамент нашей цивилизации.   В своем прошлом выступлении я также коснулся основных вызовов, с которыми сталкивается Русский мир. Сегодня хотел бы подробнее остановиться на важнейших угрозах и развить мысли, высказанные год назад.   Угрозы обычно разделяют на внешние и внутренние, хотя в реальности они зачастую тесно связаны и перекликаются между собой. Если же мы смотрим на мир глазами религиозной веры, то легко можем увидеть, что все деструктивные явления, по сути, имеют духовную природу. Поэтому в определенной степени название темы нашей встречи можно назвать условным.   Из очевидных внешних угроз Русскому миру самой актуальной сегодня является продолжение военных действий. Эскалацию трагического конфликта между братскими народами России и Украины постоянно подогревают известные всем внешние силы, действующие по древнему и проверенному принципу «разделяй и властвуй». Эти силы заинтересованы в дальнейшем усугублении противоречий между братскими народами.   А почему? — можно было бы спросить. Почему Россия, Украина и Беларусь точно кость в горле у западного мира? Ответ простой: всё дело в тех ценностях,...

    Дмитрий Медведев: О «формуле мира» ...

    Когда я слышу выражение «формула мира зеленского», испытываю неодолимое чувство брезгливости, быстро переходящее в ощущение стыда от дурного сюрреализма происходящего. Ведь все отлично понимают, включая и оборзевших западных лжецов, что даже в гораздо более простых ситуациях во время войны мир может быть достигнут либо при наличии взаимной воли сторон на основе разумного компромисса, либо путём капитуляции одной из сторон конфликта.  Воли так называемой бывшей Украины к переговорам не просматривается. Во всяком случае на основе признания реалий, о чём вчера сказал В.В.Путин. Для них реалии – это мозгоклюйская «формула мира» провинциального клоуна в зелёном трико. И никак иначе. Выглядит это настолько искусственно, что единственный выход – сконструировать свою, российскую формулу, спокойную и вполне реалистичную. Гуманную для всех. Какую? А например, такую:  1. Признание бывшей (далее – б.) «Украиной» поражения в военной составляющей конфликта. Полная и безоговорочная капитуляция б. «Украины» в лице неонацистской клики в Киеве. Демилитаризация б. «Украины» и запрет на создание военизированных формирований на её территориях в будущем.  2. Признание международным сообществом нацистского характера б. киевского политического режима и проведение под контролем ООН принудительной денацификации всех органов власти б. «Украины».  3. Констатация ООН утраты б. «Украиной» международной правосубъектности и невозможности вступления без согласия России любых её правопреемников в военные альянсы.   4. Отставка всех конституционных органов власти б. «Украины» и немедленное проведение выборов во временный парламент самоуправляемой под эгидой ООН территории б. «Украины».  5. Принятие временным парламентом законов о выплате всех положенных компенсаций России, включая выплаты родственникам погибших граждан нашей страны и выплаты за вред здоровью раненых. Установление порядка возмещения имущественного ущерба, причинённого субъектам Российской Федерации.  6. Официальное признание временным парламентом б. «Украины», что вся её территория – это территория Российской Федерации. Принятие акта о воссоединении территорий б. «Украины» с Россией.  7. Самороспуск временного парламента. Признание ООН акта воссоединения. Такова может быть мягкая российская формула мира. Это ведь и есть компромиссная позиция, да? Думаю, именно по ней и можно искать доброжелательный консенсус с международным сообществом, включая англосаксонский мир, проводить продуктивные саммиты, рассчитывая на взаимопонимание наших близких друзей – западных партнёров.