09.05.2024 · Россия и мир ·
Гастрономия в дипломатии – дело великое. «Князь дипломатии» Шарль-Морис Талейран, к слову, был большим гурманом. Как-то на Венском конгрессе, где он с успехом отстаивал интересы побежденной Франции, играя на противоречиях между победителями, в ответ на письмо короля Людовика XVIII, который спрашивал, не прислать ему еще дипломатов, ответил: «Лучше пришлите мне сыров». А его повар Карем, «король поваров», был потрясающим кондитером. Его специальностью были архитектурные сооружения из сладостей. Ну а мы все знаем пирожное «эклер» – это его изобретение. Кстати, император Александр, пребывая в Париже в 1814 г. и остановившись в особняке Талейрана, одолжил и его повара, и Карем какое-то время даже работал в России, но ему не понравилось. Но во Францию он привез сервировку «по-русски»: когда на столе стоят лишь холодные закуски и фрукты, а горячие блюда подаются лакеями (способ сервировки «по-французски» - когда все блюда, включая горячие, подаются сразу, и гости наполняют свои тарелки сами).
А вот теперь Макрону не понравилось название десерта: «Русский торт», или просто «русский», как его именуют французы. «Русского» срочно пришлось заменять на черничный пирог. А ведь этот фирменный пиренейский десерт очень любят Эммануэль и Брижит. Да и вообще это главный десерт в Елисейском дворце со времен Франсуа Миттерана. Его преемники Жак Ширак и Николя Саркози сделали так, что этот десерт стал считаться самым изысканным, и именно «русский торт» подавали главам иностранных государств во время их официальных визитов.
С 1925 года кондитеры держат рецепт этого десерта из миндального бисквита и нежнейшего пралине в строжайшем секрете (хотя рецепт есть везде). По легенде, рецепт был привезен из Крыма, и белая пудра сверху символизирует заснеженные русские равнины. Крымские, конечно, равнины. Французы ведь потрясающие знатоки Крыма и его снегов!
Как отмечает «Le Figaro», «этот фирменный пиренейский десерт с пралине был заменен черничным пирогом из-за его деликатного названия в свете геополитического контекста».
К счастью, продолжает издание, «дипломатического инцидента с трудом удалось избежать».
Что же случилось?
Итак, путешествуя по Верхним Пиренеям во второй день государственного визита в Китай, президент Эммануэль Макрон и китайский лидер Си Цзиньпин в сопровождении своих жен должны были пообедать в ресторане, принадлежащем другу Макрона. Как отмечает издание, «глава французского государства выбрал для этого случая обстановку, одновременно аутентичную и интимную… Идеальная обстановка для откровенного обсуждения острых тем, в том числе войны на Украине». Ресторатор выбрал типичные пиренейские блюда: гарбур, традиционный местный суп; тушеную баранью лопатку с ветчиной из черной свинины с гарниром из фасоли и белых грибов. После сырной тарелки от Доминика Буше на десерт шеф-повар приготовил «русский торт», — десерт, известный в Беарне и Стране Басков (я бы на месте шеф-повара добавила в меню водочки, да черной икорки. Тогда бы и «русский» был очень уместен!)
Но произошел маленький скандал. В попытке оправдаться владелец ресторана выдал важнейшую детель: «Я предложил меню в Елисейском дворце уже несколько недель назад».
Безусловно, меню составлялось заранее и очень внимательно изучалось. Почему допустили такой «русский прокол» — непонятно, ведь в дипломатическом протоколе мелочей не бывает.
Была ли это ошибка или намеренная утечка? Французы обожают дипломатические «шпильки» и тонкие намеки. В том числе в гастрономии. Может, китайцы расскажут? P.S. В свое время на международном научном форуме в Москве, где присутствовали известнейшие французские историки-наполеоноведы, гостям подавали торт «Наполеон». За столом я им объяснила, что это вовсе не их «Мильфей», как они могли подумать, а наш «Наполеон».
И ничего, французы съели «Наполеона».
С аппетитом.
15.03.2024 · Россия и мир
05.03.2024 · Мировая политика
03.03.2024 · Россия сегодня