• Новости
  • Видео
  • Библиотека
  • Интересные каналы
  • О движении
  • Вопрос / ответ
  • Авторы
  • Помощь
  • Меню

    Новости

    Видео

    26.07.2024 ·

    Михаил Смолин: Кто обладает фактической властью в РФ?

    По современной Конституции, формально-юридически верховной властью в России обладает «многонациональный народ Российской Федерации», исходящий «из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов», утверждающий «незыблемость ее демократической основы» и осознающий «себя частью мирового сообщества».

     

    Странный термин «многонациональный народ Российской Федерации»

     

    Почему граждан РФ разных национальностей надо было обязательно называть «народом»? Если бы было написано про «многонациональный союз», «многонациональную гражданскую общность» или на худой конец про «россиян», то подаваемый конструкт был бы более приемлем. Но «многонациональный народ» — это что-то трудно вообразимое, как «многоличностная личность» или «многослойный слой».

     

    Это одна из странностей нашей Конституции. Термин, не имеющий точной расшифровки, но могущий иметь несколько трактовок. Он не имеет этнического, кровно-родственного наполнения, скорее, можно предполагать, что «многонациональный народ» — это некая идентификация, синоним общность, называемой граждане РФ.

     

    Называть эту гражданскую общность «многонациональным народом» весьма странно. Поскольку описать национальный состав этой общности не так просто, как может показаться.

     

    С народами, исторически населяющими территорию РФ, всё более или менее понятно. Они естественным образом входят в этот гражданский конструкт «многонациональный народ».

     

    А вот скажем, таджики, исторически никогда не проживавшие на нашей территории РФ, но почему-то массово получающие гражданство нашего государства как народ тоже автоматически входят в наш многонациональный народ? Все ли народы, представители которых получили наше гражданство, входят в наш многонациональный народ? Может ли меняться состав «многонациональности» этого суверена?

     

    Если нет, то все представители народов, исторически не проживающих на территории РФ, пополняют «многонациональный народ» лишь как конкретные персоналии, а их нации остаются чужими для РФ?

     

    Если да, то с какого количества получающих наше гражданство, происходит это многонациональное увеличение? Когда в число граждан поступают таджики (87 тысяч за последние полгода), узбеки (9,5 тысяч) азербайджанцы (7,5 тысяч) или, скажем, даже афганцы (416) и вьетнамцы (553)?

     

    И главный, абсолютно риторический вопрос: не наносит ли такая миграционная политика существенный ущерб государствообразующему русскому народу? Ведь состав верховной власти, при приёме больших масс мигрантов в российское гражданство сильно меняется, не только национально, но и религиозно, и культурно.

     

    Верховная власть и «многонациональный народ»

     

    Идём дальше. Согласно статье 3 нашей Конституции: «1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. 2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. 3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. 4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону».

     

    То есть «многонациональному народу» РФ принадлежит верховная власть в стране. Он верховный властитель, «народ-самодержец» в Российской Федерации. В связи с этим возникают дополнительные, хоть и теоретические, но весьма важные вопросы.

     

    — Какая часть верховной власти принадлежит государствообразующему русскому народу, который по Конституции входит в состав «многонационального народа»? Формально русскому народу должно было бы принадлежать, согласно численной пропорции, более 80% верховной власти и он должен был бы осуществлять свою господствующую государствообразующую функцию. Но в Конституции нигде не прописаны права государствообразующего русского народа.
    — Каково юридическое и фактическое наполнение понятия «государствообразующий народ»? Это что-то вроде «градообразующего предприятия» в масштабе РФ, несущего основную массу социальной и налоговой нагрузки? Но «градообразующее предприятие» в реальности часто имеет если не юридическое, то особое фактическое положение. Ничего подобного за русским народом в масштабе страны мы не замечаем. Получается, что как самостоятельная общность русский государствообразующий народ не имеет правосубъектности и признанной дееспособности, в отличие от «многонационального народа» (верховная власть). Он лишь его часть, не наделённая никакими конкретным статусом и правами.

     

    Конечно, верховная власть в государстве вовсе не то же, что акции в фирме. Будучи частью, можно не иметь никакой власти в отношении целого. У русского народа нет акций своего государства, которые давали бы ему юридические права на обладание Россией. А как дело обстоит фактически?

     

    Русские граждане, хотя и голосуют на выборах, но, отдавая свои голоса за списки партий, не становятся их акционерами-собственниками. Они формально делегируют партиям право выражать своё мнение по тем вопросам, которые ещё только в будущем возникнут в законодательных учреждениях и о которых у избирателя в момент голосования нет никакого понятия. Такая делегация — чистая фикция, и партии после выборов действуют исключительно в своих корыстных групповых интересах.

     

    Юридическая теория говорит, что верховная власть не может быть сложносоставной, что парализовало бы её деятельность. В связи с этим удивляет, как формируется единая верховная воля в нашем явно сложносоставном, да ещё и «многонациональном» суверене? Действительно ли это происходит на выборах? В тех нескольких выборных днях, когда функционирует воля «многонационального народа»?

     

    Демократическая теория власти имеет массу несообразностей и теоретических натяжек. То, что на юридическом языке может называться верховной властью, «носителем суверенитета», «единственным источником власти» может быть фактически либо не дееспособным, либо не имеющим единой и деятельной воли субъектом, либо существовать только во время выборов.

     

    Одно из самых чётких юридических определений верховной власти читаем у профессора П.Е. Казанского (1866–1947): «Власть верховная не знает ни над собой никакой высшей власти, ни рядом с собой никакой равной власти, а поэтому не знает и никаких норм, которые были бы внешне обязательны для нее, как предписания Высшей Власти или как соглашение с властью равной».

     

    Реально «многонациональный народ», если и существует, то является сувереном, сравнимым с очень ограниченными, номинальными монархами. Он юридически правит, но реально не управляет происходящими процессами в государстве и не способен ничего менять по своему желанию. У него нет даже безапелляционной учредительной инициативы.

     

    Так, например, «многонациональный народ» с помощью прямого референдума (высшее непосредственное выражение воли народа, ст. 11) не может поменять Конституцию в её главных статьях, как и сам конституционный строй. Такие изменения юридически у нас может производить лишь некое Конституционное Собрание, закона о котором у нас нет. Если закона нет, то непонятно, как легитимно собрать такое Собрание?

     

    Кто же может принять такой закон? По Конституции, это может сделать Федеральное собрание и утвердить президент РФ. Может ли состав такого Конституционного Собрания состоять исключительно из чиновников и депутатов? Вполне может. Как пропишут в законе, так и будет.

     

    А как же волеизъявление «многонационального народа»? Да никак. В демократических республиках юридический суверенитет сильно отличается от фактического суверенитета. Нередко фактические обладатели власти, реально меняющие правила игры, никак не сообразуются с юридически прописанным «сувереном».

     

    Так, для примера, Керенский без всякого народного волеизъявления своим росчерком пера, декретом от 1 (14) сентября 1917 года, ввёл в России республиканское правление.

     

    Фактическая власть во многом происходит из 1917 года.

     

    Кто же обладает фактической властью в Российской Федерации?


    На этот вопрос не так легко ответить. Скорее всего, ситуацию можно описать как перманентно продолжающуюся борьбу за фактическую власть, периодически меняющую расклад властвующих сил.

    Более-менее точно можно утверждать, что очень существенной фактической властью обладают у нас элитные группы родом из 1917 года, в последнее время частью уехавшие, частью оставшиеся, но продолжающие активно бороться с русским будущим.

     

    До сих пор наряду с выборной властью существуют влиятельные кланы, рождённые революцией, считающие себя хозяевами России, которые реально обладают богатствами страны и продвигают друг друга и своё потомство к рычагами управления государством.

     

    РФ продолжает быть похожей на уменьшенный СССР, в котором русские являются хоть и «сплотившим навеки», и «государствообразующим» большинством, но фактически разобщённым национальным сообществом, лишённым реальной политической, финансовой и информационной власти.

     

    В современной ситуации нежелание, боязнь доверить русским Россию в качестве хозяев, формирующих повестку, цели и способы достижения управления страной, порождает холостой, нерезультативный ход РФ во многих вопросах государственной жизни.

     

    Юридическое и фактическое обладание верховной властью — в реальности разные вещи. Клановые интересы в управлении РФ нередко удивляют своими результатами.

     

    Элитарные группы, рожденные событиями 1917 года, заменившие имперские правящие русские слои, до сих пор чувствуют себя хозяевами страны и имеют сугубо частные, часто противоположные русским интересы.

     

    Всё это вовсе не требует какой-нибудь «консервативной революции». Консервативных революций не бывает. Консервативной может быть только эволюция, без потрясений преображающая действительность. Всё в конечном счёте зависит от Воли Божией, а также от сознания и воли к жизни самих русских людей.

     

    Современные серьёзные испытания для нашего государства сами собой создают благоприятные предпосылки для эволюционных перемен. Россия должна обустраиваться по-русски фактически, а не просто на словах. Ни с какой другой национальной доминантой у государства нет шансов пройти выпавшие на нашу долю исторические испытания.
     

    Смотрите также

    Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на пленарном заседании XXVI Всемирного русского народного собора

    28 ноября 2024 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на пленарном заседании XXVI Всемирного русского народного собора «Русский мир: внешние и внутренние вызовы».   Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые отцы, братья и сестры! Уважаемые представители государственной власти!   Сердечно приветствую всех участников пленарного заседания XXVI Всемирного русского народного собора.   В прошлом году, на юбилейном съезде, мы говорили о настоящем и будущем Русского мира. Именно так звучала тогда тема нашей встречи, по этой теме и проходили дискуссии. Мы тогда много размышляли о понятии «Русский мир», о его ценностной парадигме и о том, какое место в ней занимает традиция.   Напомню, нами был сформулирован следующий важный тезис: Русский мир — это культурное пространство высоких духовных и нравственных ценностей, особое место среди которых занимают верность традиции, принципам солидарности и справедливости, взаимного уважения, терпения и миролюбия, устремленности к добру и гармонизации отношений, нравственно ответственного творчества и осознания неотделимости России от судеб всего мира, «всемирной отзывчивости» русского человека.   Итак, общность мировоззренческий идей и нравственных установок, общность святынь Русского мира, не связанного с государственными границами, национальными или религиозными различиями, образует ценностный фундамент нашей цивилизации.   В своем прошлом выступлении я также коснулся основных вызовов, с которыми сталкивается Русский мир. Сегодня хотел бы подробнее остановиться на важнейших угрозах и развить мысли, высказанные год назад.   Угрозы обычно разделяют на внешние и внутренние, хотя в реальности они зачастую тесно связаны и перекликаются между собой. Если же мы смотрим на мир глазами религиозной веры, то легко можем увидеть, что все деструктивные явления, по сути, имеют духовную природу. Поэтому в определенной степени название темы нашей встречи можно назвать условным.   Из очевидных внешних угроз Русскому миру самой актуальной сегодня является продолжение военных действий. Эскалацию трагического конфликта между братскими народами России и Украины постоянно подогревают известные всем внешние силы, действующие по древнему и проверенному принципу «разделяй и властвуй». Эти силы заинтересованы в дальнейшем усугублении противоречий между братскими народами.   А почему? — можно было бы спросить. Почему Россия, Украина и Беларусь точно кость в горле у западного мира? Ответ простой: всё дело в тех ценностях,...

    Дмитрий Медведев: О «формуле мира» ...

    Когда я слышу выражение «формула мира зеленского», испытываю неодолимое чувство брезгливости, быстро переходящее в ощущение стыда от дурного сюрреализма происходящего. Ведь все отлично понимают, включая и оборзевших западных лжецов, что даже в гораздо более простых ситуациях во время войны мир может быть достигнут либо при наличии взаимной воли сторон на основе разумного компромисса, либо путём капитуляции одной из сторон конфликта.  Воли так называемой бывшей Украины к переговорам не просматривается. Во всяком случае на основе признания реалий, о чём вчера сказал В.В.Путин. Для них реалии – это мозгоклюйская «формула мира» провинциального клоуна в зелёном трико. И никак иначе. Выглядит это настолько искусственно, что единственный выход – сконструировать свою, российскую формулу, спокойную и вполне реалистичную. Гуманную для всех. Какую? А например, такую:  1. Признание бывшей (далее – б.) «Украиной» поражения в военной составляющей конфликта. Полная и безоговорочная капитуляция б. «Украины» в лице неонацистской клики в Киеве. Демилитаризация б. «Украины» и запрет на создание военизированных формирований на её территориях в будущем.  2. Признание международным сообществом нацистского характера б. киевского политического режима и проведение под контролем ООН принудительной денацификации всех органов власти б. «Украины».  3. Констатация ООН утраты б. «Украиной» международной правосубъектности и невозможности вступления без согласия России любых её правопреемников в военные альянсы.   4. Отставка всех конституционных органов власти б. «Украины» и немедленное проведение выборов во временный парламент самоуправляемой под эгидой ООН территории б. «Украины».  5. Принятие временным парламентом законов о выплате всех положенных компенсаций России, включая выплаты родственникам погибших граждан нашей страны и выплаты за вред здоровью раненых. Установление порядка возмещения имущественного ущерба, причинённого субъектам Российской Федерации.  6. Официальное признание временным парламентом б. «Украины», что вся её территория – это территория Российской Федерации. Принятие акта о воссоединении территорий б. «Украины» с Россией.  7. Самороспуск временного парламента. Признание ООН акта воссоединения. Такова может быть мягкая российская формула мира. Это ведь и есть компромиссная позиция, да? Думаю, именно по ней и можно искать доброжелательный консенсус с международным сообществом, включая англосаксонский мир, проводить продуктивные саммиты, рассчитывая на взаимопонимание наших близких друзей – западных партнёров.   

    "США погрязли в безнаказанности и коррупции". Открытое письмо ветерана СВР

      Ветеран Службы внешней разведки России (СВР), в прошлом директор Российского института стратегических исследований (РИСИ) генерал-лейтенант в отставке Леонид Решетников опубликовал открытое письмо в адрес директора Центрального разведывательного управления (ЦРУ) США Уильяма Бернса. Ранее глава ЦРУ писал, что США больше не принадлежит неоспоримое лидерство на мировой арене, называл серьезными геополитическими вызовами "подъем Китая и реваншизм России". ТАСС приводит ответ российского разведчика       Уважаемый господин Бернс!     С интересом прочитал опубликованную журналом Foreign Affairs 30 января с.г. Вашу статью "Искусство шпионажа и госуправления: трансформация ЦРУ в эпоху соперничества". Я сам долгое время работал в системе советской, а затем российской внешней разведки и продолжаю поддерживать тесные контакты с коллегами в СВР. Хотел бы дать свою оценку изложенным Вами идеям.     Должен признать, что американское и российское понимание положения разведки на современном — переходном — этапе международных отношений во многом совпадает. Так, вполне здравым представляется утверждение об общем повышении веса разведструктур в системе внешней политики, в том числе за счет поддержания специфических доверительных каналов межгосударственного общения в тех случаях, когда официальный диалог затруднен или невозможен. Немаловажную роль в деятельности разведслужб играет и упомянутый инструмент "стратегического рассекречивания" с целью сорвать планы противника, не нанося при этом ущерб источникам. Нельзя не отметить актуальность вызовов и возможностей, связанных с развитием новейших цифровых технологий и технологий искусственного интеллекта.     Кроме того, сложно переоценить политическое значение партнерских связей разведки. Правда, Вы, господин Бернс, почему-то отрицаете наличие такого "ресурса" у пребывающих, по Вашим словам, "в одиночестве" соперников США. Я, можно сказать, стоял у истоков налаживания партнерских связей между СВР и иностранными спецслужбами и могу заверить, что Служба общалась и, насколько мне известно, общается далеко не только с западными коллегами. Российская внешняя разведка взаимодействует с большинством спецслужб государств Азии, Африки и Латинской Америки. Самое тесное и продуктивное сотрудничество налажено, разумеется, с разведструктурами стран постсоветского пространства. Наши державы вместе работают над отражением угроз национальной безопасности, вызванных — будем называть вещи своими именами — прежде всего постоянным грубым вмешательством США в дела Евразии.     В российских спецслужбах видят и, что называется, отдают должное достижениям ЦРУ в области адаптации оперработников и аналитиков к современным, в...