• Новости
  • Видео
  • Библиотека
  • Интересные каналы
  • О движении
  • Вопрос / ответ
  • Авторы
  • Помощь
  • Меню

    Новости

    Видео

    04.11.2024 ·

    Михаил Смолин: Империя - это всегда благо 

     

    В своей истории русским народом была создана величайшая мировая государственность. Собственно, каждая по-настоящему великая нация стремится построить свой мир, свою цивилизацию, свою Империю. Национальные идеалы в таком образовании развиваются до определённой универсальности, на территории которой могут свободно чувствовать себя и все другие народы. 


    Государственнообразующая миссия, собственно, и появляется как результат формирования в русском ареале проживания идеалов правды, имперского порядка и справедливого общежития. Русский Мир сформировался как государственный путь между двумя крайностями: глобалистской и изоляционистской. Между всесмешением самобытных национальных организмов в глобалистском «мировом государстве» и замыканием в сугубо этнических границах и интересах. 


    Русская Империя позволила народам, вошедшим в её состав, сохранить своё национальное лицо, свою самобытную жизнь и одновременно участвовать совместно с русским народом в великих исторических событиях мировой истории. 


    Русская Империя — как высшее состояние государства — родилась из иерархии русских союзов (семьи, рода, сословия), а в дальнейшем, перерастая свои национальные границы, создала великий проект государственного и культурного объединения для внешних народов. 


    В состав Русской Империи входили как те территории и народы, которые завоевывались (либо для достижения «естественных геополитических границ», либо для обуздания «неспокойных соседей»), так и те, которые добровольно принимали идеал человеческого общества, которым жила сама Россия. Совершенно очевидно, что каждое государство наделено особым национальным духом, и в Империи этот «дух нации» получает выход на мировую арену как главное действующее лицо человеческой истории. 

     

    Национальная политика 

     

    России Роль национальной политики в Российской Империи во многом выполняли те религиозные установки, которые культивировались в государственных установлениях. Но были и определённые положения, которые могли быть названы и национальной политикой. Обычно народ, попадавший в лоно Российской Империи, оказывался в ситуации, когда с ним заключали договор о дальнейшем совместном проживании. 


    Если это было добровольное присоединение, то, как правило, элита кооптировалась в общероссийскую, а населению сохранялись те привилегии, которые у него были и до присоединения. 


    Если же имело место завоевание, то здесь Государь определял, какое будет дальнейшее административное и прочее устройство. Обычно и в этих случаях на завоёванных территориях сохранялись местные законы и традиции верований и быта. В дальнейшем, если лояльность к Империи и императорской власти сохранялась, то привилегии могли увеличиваться, но если (как в случае с поляками) по присоединении происходили постоянные восстания, то начинался обратный процесс. Как правило, продвижение по службе, поступление на учёбу и прочее также не зависело от национальности. 


    Такая мягкая внутренняя политика, невстревающая поминутно в размеренную жизнь наций никакими всероссийскими политическими потрясениями-перестройками-реформами, давала возможность самим людям устраиваться так, как им удобнее, и способствовала количественному росту подданных Российской Империи. 


    «Ничьи интересы, — обоснованно утверждал профессор В.Д. Катков, — не связаны так неразрывно с интересами всего народа, никто так не доступен подкупам, никто не имеет больше средств знать то, что нужно для управления государством, как Государь… Счастье народа — Его счастье, горе страны — Его горе. Его действия и распоряжения, при исключительном Его положении, никаких других целей, кроме охраны народных интересов, иметь не могут». Охрана Самодержавием интересов народных давала свои результаты в демографическом росте, как русского, так и других народов, населявших Российскую Империю. Династия Романовых в течение трёхсот лет смогла обеспечить спокойствие своим подданным. Все враги, за исключением Наполеона, не вторгались вглубь страны и не ставили жизнь страны на грань выживания.


    Эти достигнутые Государями благоприятные обстоятельства давали возможность их подданным чувствовать себя спокойно. 


    Восемьдесят процентов населения Российской Империи в 1913 г. было православным. Демографическая ситуация в Империи достигла максимума не только за всю свою историю, но, пожалуй, и за мировую. Население России в XVIII и XIX столетиях увеличивалось в 3,5 раза за столетие. Эти темпы были сохранены и в начале XX столетия. Ежегодный прирост населения в 1897–1901 гг. составлял 1,7%, в 1902–1906 гг. — 1,68%, в 1907–1911 гг. — 1,65%. 


    В общих цифрах это ежегодный прирост более чем на 2,2–2,8 млн новорождённых. 

     

    Тюркские народы 

     

    Ещё со времён формирования политического единства Московского государства к нему стали присоединяться многие поволжские народы. Старая Москва строила своё государство основательно и прочно. Государственные люди и ученые книжники Москвы не отличались внешним, часто пустым европейским блеском, но были олицетворением здравого национального смысла и государственной целесообразности. Все, что хоть раз побывало в московских руках, считалось уже навсегда русским, и вернуть его пытались с удвоенной силой, даже если неоднократно теряли вследствие многочисленных войн. Сегодня немало говорится о военном присоединении Казанского ханства к Москве в 1552 году. Но это лишь полуправда. Множество татар присоединилось к Москве вполне мирно, перейдя на русскую службу. Так, например, сын казанского хана Улу-Мухаммеда, Касым, стал основателем Касимовского ханства, представители которого несколько веков верно служили Московским государям. Бесконечные войны между казанскими кланами (большинство ханов выросло вне Казани и опиралось на внешние силы) и работорговля привели к покорению Казани царём Иоанном Грозным, в войске которого было большое количество татар. 


    Последующая история татар внутри русского государства позволила им достичь численности в 5,5 млн. В Казани была открыта первая провинциальная гимназия Империи (1758). Императорский Казанский университет стал третьим университетом России, открытым в 1804 году. Вместо арабского алфавита татарская письменность развивалась на основе кириллицы. 


    Особую роль, особенно в военной истории России сыграли башкиры. Ногайские мурзы и сибирские правители доставляли много неприятностей башкирским племенам, пока те не вступили в московское подданство. Царское правительство гарантировало соблюдение вотчинного права башкир, свободу вероисповедания, сохранение местного самоуправления и общую государственную безопасность. Башкиры же несли воинскую службу как военно-служилое сословие, наподобие казаков, участвуя во всех крупных войнах. 
    В 1788 г. было утверждено духовное магометанское Собрание в Уфе, которое ведало всеми мусульманами на востоке страны. 


    В сфере образования в 1909 году был открыт Уфимский учительский институт, который затем стал Башкирским государственным университетом. 


    Другой тюркский народ — чуваши в составе Российской Империи перешли из язычества в Православие, составив с русским народом не только государственное единство, но ещё и духовное. Столица сегодняшней Чувашской республики Чебоксары была основана русскими ещё в 1469 году. 

     

    Финно-пермская группа 

     

    Совершенно особую роль в жизни финно-угорских народов, вошедших в состав России, сыграло русское Православие. Мордва, марийцы, удмурты, коми, карелы духовно присоединились к мировому христианству через Русскую Православную Церковь. 
    Начало взаимоотношений мордвы и русского народа относятся ещё ко временам Киевской Руси. Мордва вошла в состав Русского государства уже в XIV столетии. Современная столица Республики Мордовия была основана в 1641 году. Далее письменность у мокшанского и ярзянского языков в XVIII веке была разработана на основе кириллицы. В жизни мордвы распространился даже русский крестьянский уклад.


    Марийцы как национальная общность вошли в состав русского государства после разгрома Казанского ханства. Сегодняшняя столица Йошкар-Ола (Царёвококшайск) была основана как русский город-крепость в 1584 году. При Петре I марийцы стали призываться в русскую армию и защищали вместе с русскими общее государство. Примерно тогда же стала развиваться марийская письменность на основе кириллицы. Первая грамматика марийского языка появилась в 1775 году. 


    Удмурты частью присоединились к Русскому государству до разгрома Казанского ханства, а частью уже после этого события. В первой половине XVIII века, после 1731 года, когда была учреждена комиссия новокрещенских дел, удмурты массово приняли Православие. Ижевск, столица сегодняшней Удмуртской республики, был основан в 1760 году как железоделательный, а затем и как оружейный центр Империи. 

     

    Калмыки и буряты 

     

    К России были присоединены и монгольские народы, исповедующие в своём большинстве буддизм. Калмыки ещё в 1608–1609 годах впервые принесли присягу на подданство русскому царю. Они были верными соратниками России и защищали южные рубежи России. 
    Для буддистов-калмыков, называвшихся ламаитами, в 1828 г. была дарована жалованная грамота на свободное отправление ламайского учения. Высшее лицо избиралось и определялось Высочайшим указом. Само управление по делам веры было разделено между Астраханским губернатором, главным приставом инородцев Ставропольской губернии и самим ламой. Столица современной республики Калмыкия Элиста была основана русским крепостным крестьянином Кийковым (1865 г.). 


    При присоединении Россией территорий вокруг Байкала в ареал русского государства попали монгольские племена, которые сформировали со временем единую общность — бурятский народ. Ещё до заключения Буринского договора 1727 года забайкальские буряты несли караульную службу по охране границы между Китаем и Россией. Далее в 1764 году были созданы 4 бурятских казачьих полка. 


    А после сформирования в 1851 году Забайкальского казачьего войска в его состав вошли три конных полка и три пеших бригады, среди которых были 5-й и 6-й бурятские полки. В области образования в 1833 году была открыта Русско-монгольская войсковая школа, в которой учились дети казаков-бурят. Современная столица Улан-Уде (город с 1775 Верхнеудинск) был основан в 1666 году казаками, как зимовье Удинское. 

     

    Народы Кавказа 

     

    Контакты Русского государства с кавказскими народами начались ещё со времен Мстислава Храброго, князя Тмутараканского, в конце X столетия. Он удачно воевал с хазарами, аланами, косогами. После преодоления татарского ига Московское государство продолжило с XVI столетия общение с кавказскими народами. Какие-то народы входили в состав России добровольно, какие-то принуждались к миру русской силой. 


    В Российской Империи были разные мусульманские сообщества, и поэтому русская власть организовала несколько духовных мусульманских управлений. Позже других (в 1872 г.) было издано Положение об управлении духовными делами магометан Закавказского края, которые ранее подчинялись Оренбургскому и Таврическому правлениям. 


    «Магометанское духовенство, — писал профессор И.С. Бердников, — назначается по выбору магометанского общества и по утверждению государственной власти. Муфтий назначается Высочайшим указом, кадии назначаются с утверждения Сената, а приходское духовенство с утверждения губернского начальства». В Закавказье Шейх-уль-ислам также назначался Высочайшим повелением, члены Духовного Правления — Кавказским наместничеством, а прочие духовные лица — губернатором. 


    В неспокойном Закавказском крае от мулл требовалось удостоверение о том, что они не состоят в антиправительственных обществах и не придерживаются запрещенных учений типа мюридизма. Все лица, назначаемые в мусульманское духовенство, прежде приводились к присяге на верность Императору.


    «Мусульманские духовные лица, — указывал профессор И.С. Бердников, — подчинены единственно властям, установленным русским правительством. Им воспрещается, без особого дозволения главноначальствующего гражданской частью на Кавказе, обращаться к иностранным духовным или иным властям за какими-либо наставлениями и разъяснениями». 


    Русская государственная власть заботилась о распространении образования. Воюя с Турцией и Ираном, со своими геополитическими соперниками, Российская Империя способствовала безопасности и росту благосостояния кавказских народов, которые «под сенью дружеских штыков» пользовались всеми привилегиями мирного существования. 


    Территориальное расширение страны вобрало с состав Империи множество новых кавказских народностей и племён, которые часто не успевали проходить той бытовой и культурной спайки, которую претерпевали народы, попавшие в более структурированный национальный организм Московского государства. 


    Здесь интересно заметить, что развал СССР оставил в ареале Российской Федерации практически все народы, присоединённые ещё в Московские времена, и совсем немногих, вошедших уже в Петербургский период. 


    Москва значительно более умело и глубоко соединяла со своей государственностью покорённые народы, чем это делал Петербург и тем более СССР. 


    Большая Россия, даже расширяясь, всегда несла народам мир, благоденствие и замирение межнациональных противостояний. Империя — это всегда благо.

    Смотрите также

    Дмитрий Медведев: О «формуле мира» ...

    Когда я слышу выражение «формула мира зеленского», испытываю неодолимое чувство брезгливости, быстро переходящее в ощущение стыда от дурного сюрреализма происходящего. Ведь все отлично понимают, включая и оборзевших западных лжецов, что даже в гораздо более простых ситуациях во время войны мир может быть достигнут либо при наличии взаимной воли сторон на основе разумного компромисса, либо путём капитуляции одной из сторон конфликта.  Воли так называемой бывшей Украины к переговорам не просматривается. Во всяком случае на основе признания реалий, о чём вчера сказал В.В.Путин. Для них реалии – это мозгоклюйская «формула мира» провинциального клоуна в зелёном трико. И никак иначе. Выглядит это настолько искусственно, что единственный выход – сконструировать свою, российскую формулу, спокойную и вполне реалистичную. Гуманную для всех. Какую? А например, такую:  1. Признание бывшей (далее – б.) «Украиной» поражения в военной составляющей конфликта. Полная и безоговорочная капитуляция б. «Украины» в лице неонацистской клики в Киеве. Демилитаризация б. «Украины» и запрет на создание военизированных формирований на её территориях в будущем.  2. Признание международным сообществом нацистского характера б. киевского политического режима и проведение под контролем ООН принудительной денацификации всех органов власти б. «Украины».  3. Констатация ООН утраты б. «Украиной» международной правосубъектности и невозможности вступления без согласия России любых её правопреемников в военные альянсы.   4. Отставка всех конституционных органов власти б. «Украины» и немедленное проведение выборов во временный парламент самоуправляемой под эгидой ООН территории б. «Украины».  5. Принятие временным парламентом законов о выплате всех положенных компенсаций России, включая выплаты родственникам погибших граждан нашей страны и выплаты за вред здоровью раненых. Установление порядка возмещения имущественного ущерба, причинённого субъектам Российской Федерации.  6. Официальное признание временным парламентом б. «Украины», что вся её территория – это территория Российской Федерации. Принятие акта о воссоединении территорий б. «Украины» с Россией.  7. Самороспуск временного парламента. Признание ООН акта воссоединения. Такова может быть мягкая российская формула мира. Это ведь и есть компромиссная позиция, да? Думаю, именно по ней и можно искать доброжелательный консенсус с международным сообществом, включая англосаксонский мир, проводить продуктивные саммиты, рассчитывая на взаимопонимание наших близких друзей – западных партнёров.   

    "США погрязли в безнаказанности и коррупции". Открытое письмо ветерана СВР

      Ветеран Службы внешней разведки России (СВР), в прошлом директор Российского института стратегических исследований (РИСИ) генерал-лейтенант в отставке Леонид Решетников опубликовал открытое письмо в адрес директора Центрального разведывательного управления (ЦРУ) США Уильяма Бернса. Ранее глава ЦРУ писал, что США больше не принадлежит неоспоримое лидерство на мировой арене, называл серьезными геополитическими вызовами "подъем Китая и реваншизм России". ТАСС приводит ответ российского разведчика       Уважаемый господин Бернс!     С интересом прочитал опубликованную журналом Foreign Affairs 30 января с.г. Вашу статью "Искусство шпионажа и госуправления: трансформация ЦРУ в эпоху соперничества". Я сам долгое время работал в системе советской, а затем российской внешней разведки и продолжаю поддерживать тесные контакты с коллегами в СВР. Хотел бы дать свою оценку изложенным Вами идеям.     Должен признать, что американское и российское понимание положения разведки на современном — переходном — этапе международных отношений во многом совпадает. Так, вполне здравым представляется утверждение об общем повышении веса разведструктур в системе внешней политики, в том числе за счет поддержания специфических доверительных каналов межгосударственного общения в тех случаях, когда официальный диалог затруднен или невозможен. Немаловажную роль в деятельности разведслужб играет и упомянутый инструмент "стратегического рассекречивания" с целью сорвать планы противника, не нанося при этом ущерб источникам. Нельзя не отметить актуальность вызовов и возможностей, связанных с развитием новейших цифровых технологий и технологий искусственного интеллекта.     Кроме того, сложно переоценить политическое значение партнерских связей разведки. Правда, Вы, господин Бернс, почему-то отрицаете наличие такого "ресурса" у пребывающих, по Вашим словам, "в одиночестве" соперников США. Я, можно сказать, стоял у истоков налаживания партнерских связей между СВР и иностранными спецслужбами и могу заверить, что Служба общалась и, насколько мне известно, общается далеко не только с западными коллегами. Российская внешняя разведка взаимодействует с большинством спецслужб государств Азии, Африки и Латинской Америки. Самое тесное и продуктивное сотрудничество налажено, разумеется, с разведструктурами стран постсоветского пространства. Наши державы вместе работают над отражением угроз национальной безопасности, вызванных — будем называть вещи своими именами — прежде всего постоянным грубым вмешательством США в дела Евразии.     В российских спецслужбах видят и, что называется, отдают должное достижениям ЦРУ в области адаптации оперработников и аналитиков к современным, в...

    Послание Владимира Путина Федеральному Собранию 29 февраля 2024 года

    Фото: GLOBAL LOOK PRESS Уважаемые сенаторы, депутаты Госдумы, уважаемые граждане России. Каждое Послание Федеральному собранию это, прежде всего, взгляд в будущее. И сегодня речь пойдет не только наших ближайших планах, но и о стратегических задачах. О тех вопросах, решение которых считаю принципиально важным для уверенного, долгосрочного развития страны. Такая программа действий, конкретных мер во многом формировалась и в ходе поездок в регионы, прямого разговора с рабочими, инженерами гражданских и оборонных заводов, с врачами, учителями, учеными, волонтерами, предпринимателями, с многодетными семьями, с нашими героями-фронтовиками, добровольцами, солдатами и офицерами Вооруженных сил России. Конечно, мы понимаем, что такие мероприятия готовятся. Но, тем не менее, реальные потребности у людей, безусловно, прорываются в этих беседах. Много идей было выдвинуто и на крупных общественных экспертных форумах. Предложения граждан, их устремления и надежды стали основой, стержнем тех проектов, инициатив, которые прозвучат и сегодня. Рассчитываю, что их общественное обсуждение, безусловно, продолжится. Потому что реализовать все задуманное мы сможем только вместе. Задачи большие. Мы с вами уже доказали, что способны решать самые сложные задачи, отвечать на любые самые сложные вызовы. Мы, например, отразили агрессию международного терроризма, сберегли единство страны, не позволили разорвать ее на части в свое время. Мы поддержали наших братьев и сестер, их волю быть с Россией. И в этом году десять лет легендарной «Русской весне». Но и сейчас энергия, искренность, мужество ее героев – крымчан, севастопольцев, жителей восставшего Донбасса, их любовь к Родине, которую они пронесли через поколения, безусловно, вызывают гордость. Все это вдохновляет. Укрепляет уверенность в том, что мы все преодолеем. Вместе все сможем. Именно так – всем миром – мы не только заставили отступить смертельную угрозу глобальной эпидемии совсем недавно, но и показали, что в нашем обществе преобладают такие ценности как милосердие, взаимная поддержка, солидарность. И сегодня, когда наша Родина отстаивает свой суверенитет и безопасность, защищает жизнь соотечественников на Донбассе и в Новороссии, решающая роль в этой праведной борьбе принадлежит именно нашим гражданам, нашей сплоченности, преданности родной стране, ответственности за ее судьбу. Эти качества четко, однозначно проявились в самом начале специальной военной операции, когда ее поддержало абсолютное большинство российского народа. Несмотря на все испытания, горечь потерь, люди непреклонны в этом выборе. И...