• Новости
  • Видео
  • Библиотека
  • Интересные каналы
  • О движении
  • Вопрос / ответ
  • Авторы
  • Помощь
  • Меню

    Новости

    Видео

    25.10.2024 ·

    Егор Холмогоров: Добренькие за русский счет

    Цыганский элемент нашей многонациональной мозаики в очередной раз подтвердил свою особенность. Ведь когда-то именно на этом примере наше общество впервые столкнулось с поведением агрессивной криминализованной диаспоры восточного типа, и поведение всех других диаспор нами оценивается именно в сопоставлении с этим образцом.

     

    Мы видим определенную модель социальной и хозяйственной активности кочевого этноса, которая на языке российской этнологии кочевниковедения именуется экзополитарной моделью экзоэксплуатации.

     

    Что это значит на практике?

     

    Экзополитарность — это такой тип организации кочевых обществ, при которой весьма слабый порядок, степень управляемости и цивилизации внутри сообщества сочетается с сильным представительством этого сообщества вовне. Кочевая община может быть совершенно анархична, руководствоваться понятиями родоплеменного строя, но у нее есть хан, который направляет набеги вовне, требует у соседней дань и т.д.

     

    А экзоэксплуатация — это такой тип хозяйства, при котором община или этнос выживают не за счет эксплуатации природы (земледелия, скотоводства, рыболовства, охоты, на худой конец), а за счет присвоения ресурсов других обществ. Этими способами присвоения могут быть насилие и грабеж, воровство и обман, наконец, торговля. Но поскольку честная торговля больших скорых барышей не приносит, требуя эквивалентности обмена, то это торговля либо с элементами обмана, либо запрещенными товарами (наркоторговля, контрабанда и т.д.).

     

    Разумеется, модель экзополитарной эксплуатации использовало множество кочевых народов — гунны, тюрки, монголы, крымские татары… Но по большей части это была эксплуатация вооруженная, завоевательного типа. Кочевник приходил к земледельцу и требовал дань, получая ее, пока не слабел и не сменялся другим кочевником или не уничтожался земледельцем.

     

    Случай цыган — это история попытки выживания экзополитарного сообщества и сохранения им экзоэксплуатационного хозяйства с позиции слабости. «Рома» (кстати, это самоназвание не имеет никакого отношения к римлянам) никогда и нигде не составляли большой завоевательной орды — будь так, они ненадолго бы прославились в истории, а затем погрузились в бездну забвения. Напротив, они всегда и всюду были меньшинством на грани неприкасаемости и, вытесненные в эту нишу, сосредоточили в своей среде множество криминальных и табуированных занятий — кражи, гадания, проституция, хотя, разумеется, занимались не только этим. Но если, будучи меньшинством, в обычных занятиях, таких как кузнечное ремесло, они составляли конкуренцию этническому большинству, то в криминальной сфере для них нашлась та общественная ниша, которая воспроизводится и закрепляется культурой и воспитанием внутри и стереотипами вовне.

     

    На этом спотыкаются многочисленные попытки социальной интеграции цыган. Для того чтобы добиться результата, пришлось бы уничтожить цыганскую экзополитарную организацию, институт цыганских баронов, традиции взаимопомощи, которые требуют от одних членов общины прикрывать преступную деятельность других. Если вычленить из социальной ткани все структуры, ведущие к самовоспроизводству криминала, то ничего практически и не останется, кроме гитар и цветастых юбок. Да и тех не будет, поскольку на них не хватит денег. Поэтому проваливались огромные усилия в этом направлении, предпринимавшиеся советской властью и столь саркастично описанные Иваном Солоневичем в «Народной монархии»:

     

    «При первых же лучах весеннего солнца Центральный Совет Цыганского Национального Меньшинства в одну-единственную ночь стройно и организованно распродал весь свой дворец и скрылся в неизвестном направлении. Были сорваны портреты со стен и кожа с кресел, сперты буфетные часы и брошены на произвол судьбы сочинения Маркса-Ленина-Сталина и культурно-просветительная литература, распроданы пишущие машинки и арифмометры. Личный и ответственный состав исчез совершенно бесследно: растворился в каком-то таборе и пошел кочевать, воровать и гадать по всем республикам СССР. Ни автомобилями, ни портфелями не соблазнился никто. Даже и ОГПУ махнуло рукой: где их теперь поймаешь? Да и какой смысл?».


    При всем этом «положительный цыган» был важным образом советской культуры. Даже непропорционально важным, с учетом незначительности процента цыганского населения во всем СССР. Этот литературный и киношный цыган был революционным, отважно дрался с беляками за народное дело, видимо, следуя вековым традициям цыганской «свободы».

     

    Цыганские театры, колхозы и т.д. имели лишь ограниченный эффект. Рядом с театрами сразу начинало вращаться какое-то мутное золотишко, появлялись скупщики краденого. Да и сам тот факт, что цыганский театр располагался на месте старинного «Яра» с его понятной репутацией, говорил, что все осталось по-прежнему.

     

    Позднее все это превратилось в мыльную оперу для домохозяек: «Цыган» и «Возвращение Будулая». Однако вот что в этом эпосе дружбы народов было забавно. Одинокий положительный Будулай противостоял в этом фильме целой своре цыган-бандитов, и если считать по головам, то получалось, что честные будулаи находятся в цыганской среде в абсолютном меньшинстве.

     

    Получается, что единственный способ устойчивой демаргинализации и декриминализации цыган — индивидуальная интеграция в общество, что означает разрыв с этносом. Если же разрыва не происходит, то криминальный шлейф однажды все равно дотянется. Для современного уровня развития цивилизации «цыганская проблема» — как быть с этническими общинами, социальный и культурный строй которых воспроизводят криминальность из поколения в поколение, а устранение криминальности повлекло бы этнический коллапс этих общин, — видимо, неразрешима.

     

    Об этом свидетельствует всевозрастающая цыганофобия в Европе в последние годы. Вспомним антицыганские погромы в Болгарии в 2011 году. Популярность в Венгрии партии «Йоббик», которая придерживается практически нацистского подхода к цыганам. Вспомним, что Николя Саркози стал президентом Франции на обещании депортировать из страны румынских цыган. Оказалось, что смотреть душещипательный мюзикл про Эсмеральду хотят все, а вот жить рядом с Клопеном не хочет никто.

     

    И вот та же проблема напомнила о себе и в России — в числе многих других национальных проблем. И сразу же вскрылись все гниющие язвы нашей многонационалии.

     

    Оказалось, что рядом с Тулой годами оформлялось путем самозахватов и самостроев настоящее закрытое и опасное гетто с наркоторговлей, криминалом, баронскими замками (такие же гетто существуют и в некоторых других российских городах, к примеру, в Воронеже).

     

    Оказалось, что это гетто и живущие в нем люди ставили себя вне закона — и вне подчинения полиции, и вне обязанности платить за услуги. То есть попросту паразитировали на обществе.

     

    Оказалось, что на все попытки граждан указать на проблему власти отвечали трелями про толерантность и дружбу народов и попугивали 282-й статьей.

     

    Оказалось, что, столкнувшись с властями, эти общины не только не намерены отступать, но еще и угрожают бунтами, если их самозахваты не будут признаны. Причем такие речи произносятся от имени некоей «цыганской автономии». Оказывается, в РФ есть и такая.

    Ответом государства на то, что ему плюют в лицо, цыкая золотым зубом, пока является бессильное блеяние да репортажи услужливых либеральных журналистов о «страдающих цыганах», притесняемых жестокими бюрократами.

     

    В этой связи хочется напомнить одну вещь. В Российской Федерации есть один очень страдающий, очень притесняемый бюрократами, очень мучающийся от нищеты, недоедания, высоких коммунальных тарифов и чиновного беспредела народ — русские. При этом у этого народа нет права на культурную автономию, о его нуждах и его развитии не пекутся чиновники. Организации, которые заявляют о защите интересов русских, вызывают у начальства всех уровней приступы истеричной подозрительности, о чем не так давно напомнил святейший патриарх Кирилл. В его книге «Семь слов о русском мире» содержится даже специальный призыв: «Необходимо как можно скорее растабуировать понятие «русская национальная организация» в глазах государственных деятелей».

     

    При этом русские составляют в России большинство. И в традиции этого большинства отнюдь не входят криминал и попытки жить за чужой счет.


    Соответственно, если цыганская или любые другие общины получат возможность жить за чужой счет, привилегию не исполнять законы, право не исполнять решения суда, возможность воровать газ и энергию, то предоставлена им будет эта привилегия именно за счет русских. То есть станет обычным грабежом нашего народа, в коем государство, снисходительное к диаспорам и ставящее превыше всего принцип «как бы не обидеть какое-нибудь меньшинство», окажется соучастником.

     

    Нормальная жизнь в России будет возможна, только если все этносы, большие и малые национальные группы, общины и диаспоры начнут жить по общим законам. Причем эти общие законы более или менее будут вытекать из тех жизненных принципов, на которых строится русская цивилизация: нормальное социальное государство для всех, а не экзополитарность, созидательный производительный труд, а не экзоэксплуатация. Любая же модель исключений для скандальных и агрессивных меньшинств в уступку их наглости ведет в конечном счете только к демонтажу государства.

     

    Именно привилегии некоторым этносам в ущерб русскому разрушили Российскую империю, затем СССР. И не следует думать, что в случае продолжения самоубийственной политики РФ не пойдет по той же дороге.

    Смотрите также

    Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на пленарном заседании XXVI Всемирного русского народного собора

    28 ноября 2024 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на пленарном заседании XXVI Всемирного русского народного собора «Русский мир: внешние и внутренние вызовы».   Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые отцы, братья и сестры! Уважаемые представители государственной власти!   Сердечно приветствую всех участников пленарного заседания XXVI Всемирного русского народного собора.   В прошлом году, на юбилейном съезде, мы говорили о настоящем и будущем Русского мира. Именно так звучала тогда тема нашей встречи, по этой теме и проходили дискуссии. Мы тогда много размышляли о понятии «Русский мир», о его ценностной парадигме и о том, какое место в ней занимает традиция.   Напомню, нами был сформулирован следующий важный тезис: Русский мир — это культурное пространство высоких духовных и нравственных ценностей, особое место среди которых занимают верность традиции, принципам солидарности и справедливости, взаимного уважения, терпения и миролюбия, устремленности к добру и гармонизации отношений, нравственно ответственного творчества и осознания неотделимости России от судеб всего мира, «всемирной отзывчивости» русского человека.   Итак, общность мировоззренческий идей и нравственных установок, общность святынь Русского мира, не связанного с государственными границами, национальными или религиозными различиями, образует ценностный фундамент нашей цивилизации.   В своем прошлом выступлении я также коснулся основных вызовов, с которыми сталкивается Русский мир. Сегодня хотел бы подробнее остановиться на важнейших угрозах и развить мысли, высказанные год назад.   Угрозы обычно разделяют на внешние и внутренние, хотя в реальности они зачастую тесно связаны и перекликаются между собой. Если же мы смотрим на мир глазами религиозной веры, то легко можем увидеть, что все деструктивные явления, по сути, имеют духовную природу. Поэтому в определенной степени название темы нашей встречи можно назвать условным.   Из очевидных внешних угроз Русскому миру самой актуальной сегодня является продолжение военных действий. Эскалацию трагического конфликта между братскими народами России и Украины постоянно подогревают известные всем внешние силы, действующие по древнему и проверенному принципу «разделяй и властвуй». Эти силы заинтересованы в дальнейшем усугублении противоречий между братскими народами.   А почему? — можно было бы спросить. Почему Россия, Украина и Беларусь точно кость в горле у западного мира? Ответ простой: всё дело в тех ценностях,...

    Дмитрий Медведев: О «формуле мира» ...

    Когда я слышу выражение «формула мира зеленского», испытываю неодолимое чувство брезгливости, быстро переходящее в ощущение стыда от дурного сюрреализма происходящего. Ведь все отлично понимают, включая и оборзевших западных лжецов, что даже в гораздо более простых ситуациях во время войны мир может быть достигнут либо при наличии взаимной воли сторон на основе разумного компромисса, либо путём капитуляции одной из сторон конфликта.  Воли так называемой бывшей Украины к переговорам не просматривается. Во всяком случае на основе признания реалий, о чём вчера сказал В.В.Путин. Для них реалии – это мозгоклюйская «формула мира» провинциального клоуна в зелёном трико. И никак иначе. Выглядит это настолько искусственно, что единственный выход – сконструировать свою, российскую формулу, спокойную и вполне реалистичную. Гуманную для всех. Какую? А например, такую:  1. Признание бывшей (далее – б.) «Украиной» поражения в военной составляющей конфликта. Полная и безоговорочная капитуляция б. «Украины» в лице неонацистской клики в Киеве. Демилитаризация б. «Украины» и запрет на создание военизированных формирований на её территориях в будущем.  2. Признание международным сообществом нацистского характера б. киевского политического режима и проведение под контролем ООН принудительной денацификации всех органов власти б. «Украины».  3. Констатация ООН утраты б. «Украиной» международной правосубъектности и невозможности вступления без согласия России любых её правопреемников в военные альянсы.   4. Отставка всех конституционных органов власти б. «Украины» и немедленное проведение выборов во временный парламент самоуправляемой под эгидой ООН территории б. «Украины».  5. Принятие временным парламентом законов о выплате всех положенных компенсаций России, включая выплаты родственникам погибших граждан нашей страны и выплаты за вред здоровью раненых. Установление порядка возмещения имущественного ущерба, причинённого субъектам Российской Федерации.  6. Официальное признание временным парламентом б. «Украины», что вся её территория – это территория Российской Федерации. Принятие акта о воссоединении территорий б. «Украины» с Россией.  7. Самороспуск временного парламента. Признание ООН акта воссоединения. Такова может быть мягкая российская формула мира. Это ведь и есть компромиссная позиция, да? Думаю, именно по ней и можно искать доброжелательный консенсус с международным сообществом, включая англосаксонский мир, проводить продуктивные саммиты, рассчитывая на взаимопонимание наших близких друзей – западных партнёров.   

    "США погрязли в безнаказанности и коррупции". Открытое письмо ветерана СВР

      Ветеран Службы внешней разведки России (СВР), в прошлом директор Российского института стратегических исследований (РИСИ) генерал-лейтенант в отставке Леонид Решетников опубликовал открытое письмо в адрес директора Центрального разведывательного управления (ЦРУ) США Уильяма Бернса. Ранее глава ЦРУ писал, что США больше не принадлежит неоспоримое лидерство на мировой арене, называл серьезными геополитическими вызовами "подъем Китая и реваншизм России". ТАСС приводит ответ российского разведчика       Уважаемый господин Бернс!     С интересом прочитал опубликованную журналом Foreign Affairs 30 января с.г. Вашу статью "Искусство шпионажа и госуправления: трансформация ЦРУ в эпоху соперничества". Я сам долгое время работал в системе советской, а затем российской внешней разведки и продолжаю поддерживать тесные контакты с коллегами в СВР. Хотел бы дать свою оценку изложенным Вами идеям.     Должен признать, что американское и российское понимание положения разведки на современном — переходном — этапе международных отношений во многом совпадает. Так, вполне здравым представляется утверждение об общем повышении веса разведструктур в системе внешней политики, в том числе за счет поддержания специфических доверительных каналов межгосударственного общения в тех случаях, когда официальный диалог затруднен или невозможен. Немаловажную роль в деятельности разведслужб играет и упомянутый инструмент "стратегического рассекречивания" с целью сорвать планы противника, не нанося при этом ущерб источникам. Нельзя не отметить актуальность вызовов и возможностей, связанных с развитием новейших цифровых технологий и технологий искусственного интеллекта.     Кроме того, сложно переоценить политическое значение партнерских связей разведки. Правда, Вы, господин Бернс, почему-то отрицаете наличие такого "ресурса" у пребывающих, по Вашим словам, "в одиночестве" соперников США. Я, можно сказать, стоял у истоков налаживания партнерских связей между СВР и иностранными спецслужбами и могу заверить, что Служба общалась и, насколько мне известно, общается далеко не только с западными коллегами. Российская внешняя разведка взаимодействует с большинством спецслужб государств Азии, Африки и Латинской Америки. Самое тесное и продуктивное сотрудничество налажено, разумеется, с разведструктурами стран постсоветского пространства. Наши державы вместе работают над отражением угроз национальной безопасности, вызванных — будем называть вещи своими именами — прежде всего постоянным грубым вмешательством США в дела Евразии.     В российских спецслужбах видят и, что называется, отдают должное достижениям ЦРУ в области адаптации оперработников и аналитиков к современным, в...