08.05.2024 · Православие ·
Есть такая распространенная идея, мол, "Киев - наш второй Иерусалим". Еще в "Слове о Законе и Благодати" у Иллариона "вторым Иерусалимом" назван Константинополь. Но со временем этот "переходящий титул" был поэтически прилеплен к Киеву.
В период украинского барокко эту формулу очень любили в Малороссии. Позже ее любили повторять самосвяты-автокефалисты. Повторяется она и сейчас, с разной, правда, степенью критичности.
Дело в том, что назваться Иерусалимом вовсе не означает присвоить себе некоторую славу или пальму исторического первенства. Иногда это означает навлечь на себя преемственную связь со временами жуткими. Вот, например, что пишет про Иерусалим Иеремия в 5-й главе (в этом смысле Киев - точно Иерусалим):
- Походите по улицам Иерусалима, и посмотрите, и разведайте, и поищите на площадях его, не найдете ли человека, нет ли соблюдающего правду, ищущего истины? Я пощадил бы Иерусалим. Хотя и говорят они: «жив Господь!», но клянутся ложно.
- О, Господи! очи Твои не к истине ли обращены? Ты поражаешь их, а они не чувствуют боли; Ты истребляешь их, а они не хотят принять вразумления; лица свои сделали они крепче камня, не хотят обратиться.
Как по мне - точь-в-точь. Причем греховный сон души и массовая одержимость никого не щадят.
- И сказал я сам в себе: это, может быть, бедняки; они глупы, потому что не знают пути Господня, закона Бога своего; пойду я к знатным и поговорю с ними, ибо они знают путь Господень, закон Бога своего. Но и они все сокрушили ярмо, расторгли узы. За то поразит их лев из леса, волк пустынный опустошит их, барс будет подстерегать у городов их: кто выйдет из них, будет растерзан; ибо умножились преступления их, усилились отступничества их.
Или вот еще известное упоминание об Иерусалиме, которого лучше бы избегнуть. Откровение Иоанна говорит о двух праведниках, о Енохе и Илии, которые примут смерть за проповедь: И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их, и трупы их оставит на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят. (Откр. 11:8)
*
Т.е. если Киев и вправду Иерусалим, то чаще всего это повод для слез и покаянных рыданий, а не для гордости. Большая часть иерусалимской истории, это история страшного греха и неслыханных наказаний.
Ума не приложу, как это можно не замечать?
Впрочем, украинцам видимо свойственно смотреть, но не видеть. Они и с Европой решили слиться, умудрившись не заметить, что это подлинный Содом.
Что ж, если действительно Киев, это наш второй Иерусалим, то слушай гордый и безумный город, обреченный мечу, слово обращенное к Иерусалиму, а значит и к тебе:
- Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст. (Мф. 23:37-38)
06.01.2025 · Православие
15.03.2024 · Россия и мир
05.03.2024 · Мировая политика