• Новости
  • Видео
  • Библиотека
  • Интересные каналы
  • О движении
  • Вопрос / ответ
  • Авторы
  • Помощь
  • Меню

    Новости

    Видео

    22.01.2024 ·

    Александр Храмов: Русский поворот

    На днях Усман Баратов, президент узбекского землячества «Ватандош», член правления Профсоюза трудовых мигрантов России – короче, уважаемый человек (произносить с акцентом) – в одном из своих интервью выразил недовольство словом «русский». Мол, слишком часто оно используется в последнее время в СМИ. Телеведущие – возмущался Баратов – уже забыли слово "российский”» и теперь говорят: «наши русские ученые изобрели от коронавируса то-то». Представьте себе, даже российские паспорта на федеральных каналах сейчас часто называют русскими, – уважаемого узбека просто распирало от негодования по этому поводу. 

     

     

    Интервью Баратова, что называется, завирусилось в соцсетях. Но минутка славы кончилась для главы землячества не лучшим образом. Пользователи раскопали в блоге у защитника мигрантов посты с явным оскорблением участников СВО, которыми заинтересовался Следственный комитет. И вот вместо того, чтобы кушать дома вкусный плов, уважаемый узбек уже хлебает тюремную баланду. Казалось бы, это всего лишь маленький эпизод из нашей многонациональной жизни. Но в нем как в капле воды отразились те драматические перемены, которые произошли с нашей страной в национальном вопросе за последние годы.

     

     

    В чем-то Баратов прав: слово «русский» в нашей политической и медиа-сфере действительно подвинуло слово «российский». Но произошло это не по прихоти телеведущей Елены Малышевой в программе «Здоровье», а в силу вполне объективных причин. С момента присоединения Крыма Россия встала на путь пересмотра своих границ, которые ей достались от коммунистов. Границы эти – которые с распадом СССР из административных сделались государственными – словно нож мясника отрезали огромные куски от русского национального тела. Передача Крыма от РСФСР к УССР при Хрущеве – далеко не единственный пример советской национальной политики, из-за которой, по словам президента Путина, «русский народ стал одним из самых больших, если не сказать, самым большим разделённым народом в мире». 

     

     

     

    До 2014 года многие эксперты и политики полагали, что нам следует забыть об исторической несправедливости, допущенной по отношению к русскому народу. Вместо этого нам предлагали сосредоточиться на построении «российской нации» в пределах границ 1991 года. Главным архитектором этой идеологии «россиянства» был академик Валерий Тишков, долгие годы возглавлявший Институт этнологии и антропологии РАН. Он настаивал на том, что в России надо создавать гражданскую нацию россиян, членами которой должны автоматически считаться все обладатели российского паспорта. Именно Тишков в 2012 году протащил в обновленную редакцию Стратегии государственной национальной политики РФ само понятие «российской нации».

     


    Адепты «россиянства» пытались внушить – и обычным людям, и правящему классу – что гражданская принадлежность важнее, чем русская этнокультурная идентичность. В рамках такого подхода русские в бывших советских республиках трактовались как некие абстрактные русскоязычные «соотечественники», а не как неотъемлемая часть 150-миллионого разделенного народа. Русский из Твери должен был считать себя членом одной нации с чеченцем из Грозного, не с русским из Севастополя или Донецка. И именно к этой «новой исторической общности» и относил себя, вероятно, уважаемый узбек Баратов, величающий себя россиянином, но на дух не переносящий слово «русский». Но, начиная с марта 2014 года, а особенно с февраля 2022 года, искусственный конструкт гражданской нации стал трещать по швам.

     

     

    Будем честны – никто не знает, где сейчас проходят юго-западные рубежи России и где они пройдут через год. Что там с Херсоном? А как насчет Купянска? А может быть, дойдем до Одессы? В этой ситуации – когда государственные границы постоянно меняются – территорию и гражданство уже нельзя класть в основу нациестроительства, используя их как лекало, по которому выкраивается общероссийское коллективное «я». Приходится ориентироваться на этническое происхождение, самосознание, культуру, язык. Даже если у тебя – паспорт Украины, Белоруссии или Эстонии, но ты – русский, то мы с тобойпринадлежим к одной и той же нации. В ходе СВО российское руководство военно-политическим путем реализует это трансграничное единство русского народа.

     

     

    Дело ведь не в том, что Крым, Донбасс, Запорожье, Херсонщина – это наши исторические территории, а в том, что они русские. Именно поэтому их и присоединили к России. В конце концов, в разное время в состав российского государства входили самые разные регионы, включая часть Польши, Финляндию и Хивинское ханство. Грузия, например, стала частью Российской империи в 1801 году и получила независимость в 1991 году, то есть она пробыла под властью Москвы не сильно меньше, чем земли Новороссии, отвоеванные у османов в XVIII веке. И, тем не менее, никто в здравом уме не рассматривает сценарий воссоединения Грузии с Россией. Просто потому, что там не живут русские люди. 

     

     

    Владимир Путин не скрывает, что именно русский фактор стал решающим для принятия решений о пересмотре границ России. «Крым – это исконно русская земля, а Севастополь – русский город», - сказал он в своей знаменитой речи по итогам крымского референдума 2014 года. «Люди в Донбассе чувствуют себя частью русского народа», - подчеркнул президент на встрече с российскими бойцами в военном госпитале в День России в прошлом году. Так что да, миллионы паспортов, которые сейчас получили жители новых территорий, вполне корректно называть не только российскими, но и русскими, ведь их целенаправленно выдали русским по крови и духу. 

     

     

    Таких как Баратов корежит от СВО не потому, что им жалко жертв боевых действий, а потому, что происходящее ставит под угрозу многонациональный статус-кво. В диаспорах думали, что можно жить в России, и даже выдавать себя за российских патриотов – но при этом ни в грош не ставить русских, не считаться с их обычаями и нормами поведения. Ведь кто такие русские? Так, скромный полевой цветочек в пышном букете национальностей, затерявшийся на фоне кавказских маков и южных роз. Но теперь российское больше не заслоняет русское, интересы русского народа вышли на первый план. Прошли те времена, когда русские интересы можно было игнорировать. Наоборот, теперь тувинцы, буряты, дагестанцы воюют за воссоединение русского народа. 

     

     

    Обычно ирредента начинается не на полях сражений, а на идеологическом фронте. Активисты немецкого национального движения все уши прожужжали о необходимости покончить с раздробленностью немцев, прежде чем Бисмарк, наконец, приступил к объединению Германии. То же самое было и с объединением Италии. Прежде чем его осуществил Виктор Эммануил II – тоже при помощи пушек и штыков – Джузеппе Мадзини и другие общественные деятели десятилетиями внушали итальянцам национальное чувство. У нас же всё происходит наоборот – изменения в идеологии и общественном сознании не поспевают за сдвигами в геополитике. Поэтому многие до сих пор надеются влить новое вино Русской весны в ветхие мехи «россиянства». Пора уже расстаться с этой иллюзией.

    22.01.2024

    Смотрите также

    Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на пленарном заседании XXVI Всемирного русского народного собора

    28 ноября 2024 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на пленарном заседании XXVI Всемирного русского народного собора «Русский мир: внешние и внутренние вызовы».   Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые отцы, братья и сестры! Уважаемые представители государственной власти!   Сердечно приветствую всех участников пленарного заседания XXVI Всемирного русского народного собора.   В прошлом году, на юбилейном съезде, мы говорили о настоящем и будущем Русского мира. Именно так звучала тогда тема нашей встречи, по этой теме и проходили дискуссии. Мы тогда много размышляли о понятии «Русский мир», о его ценностной парадигме и о том, какое место в ней занимает традиция.   Напомню, нами был сформулирован следующий важный тезис: Русский мир — это культурное пространство высоких духовных и нравственных ценностей, особое место среди которых занимают верность традиции, принципам солидарности и справедливости, взаимного уважения, терпения и миролюбия, устремленности к добру и гармонизации отношений, нравственно ответственного творчества и осознания неотделимости России от судеб всего мира, «всемирной отзывчивости» русского человека.   Итак, общность мировоззренческий идей и нравственных установок, общность святынь Русского мира, не связанного с государственными границами, национальными или религиозными различиями, образует ценностный фундамент нашей цивилизации.   В своем прошлом выступлении я также коснулся основных вызовов, с которыми сталкивается Русский мир. Сегодня хотел бы подробнее остановиться на важнейших угрозах и развить мысли, высказанные год назад.   Угрозы обычно разделяют на внешние и внутренние, хотя в реальности они зачастую тесно связаны и перекликаются между собой. Если же мы смотрим на мир глазами религиозной веры, то легко можем увидеть, что все деструктивные явления, по сути, имеют духовную природу. Поэтому в определенной степени название темы нашей встречи можно назвать условным.   Из очевидных внешних угроз Русскому миру самой актуальной сегодня является продолжение военных действий. Эскалацию трагического конфликта между братскими народами России и Украины постоянно подогревают известные всем внешние силы, действующие по древнему и проверенному принципу «разделяй и властвуй». Эти силы заинтересованы в дальнейшем усугублении противоречий между братскими народами.   А почему? — можно было бы спросить. Почему Россия, Украина и Беларусь точно кость в горле у западного мира? Ответ простой: всё дело в тех ценностях,...

    Дмитрий Медведев: О «формуле мира» ...

    Когда я слышу выражение «формула мира зеленского», испытываю неодолимое чувство брезгливости, быстро переходящее в ощущение стыда от дурного сюрреализма происходящего. Ведь все отлично понимают, включая и оборзевших западных лжецов, что даже в гораздо более простых ситуациях во время войны мир может быть достигнут либо при наличии взаимной воли сторон на основе разумного компромисса, либо путём капитуляции одной из сторон конфликта.  Воли так называемой бывшей Украины к переговорам не просматривается. Во всяком случае на основе признания реалий, о чём вчера сказал В.В.Путин. Для них реалии – это мозгоклюйская «формула мира» провинциального клоуна в зелёном трико. И никак иначе. Выглядит это настолько искусственно, что единственный выход – сконструировать свою, российскую формулу, спокойную и вполне реалистичную. Гуманную для всех. Какую? А например, такую:  1. Признание бывшей (далее – б.) «Украиной» поражения в военной составляющей конфликта. Полная и безоговорочная капитуляция б. «Украины» в лице неонацистской клики в Киеве. Демилитаризация б. «Украины» и запрет на создание военизированных формирований на её территориях в будущем.  2. Признание международным сообществом нацистского характера б. киевского политического режима и проведение под контролем ООН принудительной денацификации всех органов власти б. «Украины».  3. Констатация ООН утраты б. «Украиной» международной правосубъектности и невозможности вступления без согласия России любых её правопреемников в военные альянсы.   4. Отставка всех конституционных органов власти б. «Украины» и немедленное проведение выборов во временный парламент самоуправляемой под эгидой ООН территории б. «Украины».  5. Принятие временным парламентом законов о выплате всех положенных компенсаций России, включая выплаты родственникам погибших граждан нашей страны и выплаты за вред здоровью раненых. Установление порядка возмещения имущественного ущерба, причинённого субъектам Российской Федерации.  6. Официальное признание временным парламентом б. «Украины», что вся её территория – это территория Российской Федерации. Принятие акта о воссоединении территорий б. «Украины» с Россией.  7. Самороспуск временного парламента. Признание ООН акта воссоединения. Такова может быть мягкая российская формула мира. Это ведь и есть компромиссная позиция, да? Думаю, именно по ней и можно искать доброжелательный консенсус с международным сообществом, включая англосаксонский мир, проводить продуктивные саммиты, рассчитывая на взаимопонимание наших близких друзей – западных партнёров.   

    "США погрязли в безнаказанности и коррупции". Открытое письмо ветерана СВР

      Ветеран Службы внешней разведки России (СВР), в прошлом директор Российского института стратегических исследований (РИСИ) генерал-лейтенант в отставке Леонид Решетников опубликовал открытое письмо в адрес директора Центрального разведывательного управления (ЦРУ) США Уильяма Бернса. Ранее глава ЦРУ писал, что США больше не принадлежит неоспоримое лидерство на мировой арене, называл серьезными геополитическими вызовами "подъем Китая и реваншизм России". ТАСС приводит ответ российского разведчика       Уважаемый господин Бернс!     С интересом прочитал опубликованную журналом Foreign Affairs 30 января с.г. Вашу статью "Искусство шпионажа и госуправления: трансформация ЦРУ в эпоху соперничества". Я сам долгое время работал в системе советской, а затем российской внешней разведки и продолжаю поддерживать тесные контакты с коллегами в СВР. Хотел бы дать свою оценку изложенным Вами идеям.     Должен признать, что американское и российское понимание положения разведки на современном — переходном — этапе международных отношений во многом совпадает. Так, вполне здравым представляется утверждение об общем повышении веса разведструктур в системе внешней политики, в том числе за счет поддержания специфических доверительных каналов межгосударственного общения в тех случаях, когда официальный диалог затруднен или невозможен. Немаловажную роль в деятельности разведслужб играет и упомянутый инструмент "стратегического рассекречивания" с целью сорвать планы противника, не нанося при этом ущерб источникам. Нельзя не отметить актуальность вызовов и возможностей, связанных с развитием новейших цифровых технологий и технологий искусственного интеллекта.     Кроме того, сложно переоценить политическое значение партнерских связей разведки. Правда, Вы, господин Бернс, почему-то отрицаете наличие такого "ресурса" у пребывающих, по Вашим словам, "в одиночестве" соперников США. Я, можно сказать, стоял у истоков налаживания партнерских связей между СВР и иностранными спецслужбами и могу заверить, что Служба общалась и, насколько мне известно, общается далеко не только с западными коллегами. Российская внешняя разведка взаимодействует с большинством спецслужб государств Азии, Африки и Латинской Америки. Самое тесное и продуктивное сотрудничество налажено, разумеется, с разведструктурами стран постсоветского пространства. Наши державы вместе работают над отражением угроз национальной безопасности, вызванных — будем называть вещи своими именами — прежде всего постоянным грубым вмешательством США в дела Евразии.     В российских спецслужбах видят и, что называется, отдают должное достижениям ЦРУ в области адаптации оперработников и аналитиков к современным, в...