30.11.2022 · Россия и мир · Украина · Православие ·
В начале апреля 2018 года Порошенко посетил Стамбул, где встретился с Вселенским патриархом Варфоломеем и снова поднял вопрос о создании на Украине «автокефальной церкви». Затем президент Украины встретился с представителями УАПЦ, УПЦ КП и УПЦ МП с тем, чтобы они подписали обращение для передачи Вселенскому патриарху Варфоломею о предоставлении Украинской церкви томоса об автокефалии. Концепция «единой украинской церкви» в понимании Порошенко предполагала механическое объединение двух раскольничьих и одной канонической Украинской церкви. И если представители расколов относительно легко пошли на этот шаг, то от УПЦ МП свои подписи внесли только два архиерея из более чем ста.
После этого администрация президента Украины направила Вселенскому патриарху Варфоломею обращение президента Украины, постановление Верховной рады Украины и обращение от иерархов о предоставлении томоса об автокефалии. Синод Вселенского патриархата опубликовал заявление, в котором говорилось о том, что Константинопольский патриархат «приступает к предоставлению автокефалии Церкви Украины». Позже последовал официальный доклад представителей Вселенского патриархата, в котором утверждалось, что Украина является канонической территорией именно Константинополя, а притязания Москвы на Украинскую церковь неправомерны. Также Синод постановил отменить обязательства Синодального письма 1686 года, которое давало право Московскому патриарху рукополагать Киевского митрополита.
В декабре 2018 года в Киеве в Софийском соборе под председательством Константинопольского экзарха, митрополита Эммануила (Адамакиса) прошёл так называемый Объединительный собор. На этом мероприятии присутствовали представители УАПЦ, УПЦ КП и два епископа УПЦ МП, митрополит Переяславский Александр (Драбинко) и митрополит Винницкий Симеон (Шостацкий), которых, впрочем, в тот же день каноническая Украинская церковь лишила сана. Итогом «Объединительного собора» стало упразднение УАПЦ и УПЦ КП, появление так называемой Православной церкви Украины (ПЦУ) и избрание её предстоятелем епископа УПЦ КП Епифания (Думенко) с титулом «митрополит Киевский и всея Украины». Филарета по итогам «собора» избрали «почётным патриархом» ПЦУ и дали должность управляющего Киевской епархией.
Томос об автокефалии ПЦУ был издан в Стамбуле 6 января 2019 года. Казалось бы, мечта украинских политиков и раскольников о «единой независимой украинской Церкви» сбылась. Но если с независимостью от Москвы всё и так было понятно (поскольку ни УАПЦ, ни УПЦ КП никакого отношения к канонической Украинской православной церкви Московского патриархата не имели), то вот насчёт полной независимости и самодостаточности ПЦУ сразу возникли вопросы. И здесь следует подробнее остановиться на тексте пресловутого томоса об автокефалии.
Дело в том, что статус автокефалии, помимо прочего, предлагает право Церкви на самостоятельный церковный суд, на самостоятельное мироварение (изготовление специального масла для таинства миропомазания), а также на расширение своей канонической территории миссионерскими усилиями и выход за границы, собственно, того государства, где находится руководство той или иной Поместной церкви. Помимо прочего, автокефальная церковь в буквальном переводе означает «самовозглавляемая». То есть предполагается, что глава такой Церкви равен по достоинству остальным предстоятелям Поместных церквей – то есть называется и является патриархом. Всего этого Варфоломеевский томос «Православную церковь Украины» лишал. В документе об автокефалии ПЦУ, в частности, говорилось:
«Автокефальная церковь Украины признаёт главой Святейший апостольский и патриарший Вселенский престол… Сохраняется право всех архиереев и другого духовенства на апелляционное обращение к Вселенскому патриарху, который имеет каноническую ответственность принимать безапелляционные судебные решения для епископов и другого духовенства Поместных церквей… Помимо этого, данным подписанным Патриаршим и Синодальным томосом мы признаем и провозглашаем установленную в пределах территории Украины автокефальную Церковь нашей духовной дочерью и призываем все Православные церкви мира признавать её как сестру и упоминать под именем «Святейшая церковь Украины» (ещё одно название ПЦУ) с кафедрой в историческом городе Киеве, которая не имеет права ставить епископов или учреждать приходы за пределами страны; уже существующие отныне подчиняются, согласно порядку, Вселенскому престолу, имеющему канонические полномочия в диаспоре, поскольку юрисдикция этой Церкви ограничивается территорией украинского государства». Фактически Вселенский патриархат забрал себе иностранные приходы и епархии и УАПЦ, и УПЦ КП.
Но и это были не все ограничения. Также в томосе указано, что ПЦУ, «согласно обычаям», будет получать святое миро от Константинопольской церкви, «для проявления духовного единства с ней». Иными словами, ПЦУ было отказано даже в самостоятельном мироварении. Стоит упомянуть, что Устав ПЦУ не был выработан «иерархами» этой церкви, а был предоставлен Вселенским патриархатом, который его и разработал. То есть несмотря на частое упоминание в томосе термина «автокефалия», ПЦУ по факту получила значительно меньше прав и свобод от Константинополя, чем УПЦ МП от Московской патриархии.
Более того, в томосе отдельно было указано, что титул главы ПЦУ – «Блаженнейший митрополит Киевский и всей Украины», и без разрешения Константинопольской церкви «не допускается какого-либо дополнения или вычитания от его титула». Что на уровне наименования предстоятеля ПЦУ прямо запрещало ему именоваться патриархом.
Русская православная церковь после этих событий разорвала евхаристическое (позволявшее совместно причащаться и служить литургии представителям различных Православных церквей) общение с Вселенским патриархатом. До сих пор ПЦУ не признаётся рядом Поместных православных церквей, например, Сербской, Грузинской, Православной церковью Польши, Иерусалимским патриархатом. Естественно, что и Русская православная церковь признаёт на Украине в качестве канонической только УПЦ МП.
Для киевских властей, однако, важно было само «юридическое» (в реальности политическое) закрепление статуса их «единой автокефальной церкви» и «окончательное разъединение с Москвой». Впрочем, в ПЦУ буквально через несколько месяцев снова начался раскол, а его инициатором вновь стал Филарет (Денисенко).
Раскол ПЦУ, возобновление деятельности УПЦ КП
Расхождения между Филаретом («почётный патриарх» ПЦУ) и Епифанием (предстоятель ПЦУ) начались практически сразу после получения томоса об автокефалии. По некоторым версиям, связаны они были с тем, что Епифаний стал поминать на литургии в числе прочих предстоятелей Поместных православных церквей и патриарха Московского и всея Руси Кирилла – чего категорически не желал Филарет.
Это привело к тому, что Филарет не присутствовал на интронизации (официальной церемонии возведения в должность предстоятеля) Епифания. Более того, Епифаний и Филарет с момента получения томоса совместно не служили литургию. К слову, ни разу не служили с Филаретом, несмотря на «снятие анафемы» Варфоломеем, и представители Константинопольского патриархата.
Уже в марте 2019 года Филарет (Денисенко), отвечая на вопрос о том, почему он не перестал вручать церковные награды «Киевского патриархата» и продолжает писать обращения и письма на официальных бланках самораспустившейся структуры, заявил: «Да, Киевского патриархата нет юридически, но фактически есть. Ибо есть патриарх. Потому и основания есть вручать ордена. Я их буду вручать и дальше».
В мае 2019 года на сайте УПЦ КП было опубликовано «Обращение патриарха Филарета ко всей украинской православной пастве», суть которого сводилась к тому, что Филарет остается патриархом, а «Киевский патриархат» продолжает существовать. Филарет инициировал собрание верных ему епископов, священников и мирян, которое было названо «Поместным собором Украинской православной церкви Киевского патриархата». Его участники решили отменить ликвидацию УПЦ КП. В постановлении также говорится о том, что томос об автокефалии, предоставленный Православной церкви Украины (ПЦУ), ставит УПЦ в зависимость от Константинопольского патриархата и не предоставляет реальной автокефалии.
В течение июня и июля 2019 года Филарет провёл несколько самостоятельных рукоположений священников. В дни празднования 1031-летия Крещения Руси, Филарет провёл свой, параллельный с ПЦУ, «крестный ход».
Фактически в ПЦУ возникло две иерархии. Представители ПЦУ неоднократно делали заявления: «Каждый человек, объявленный «епископом» незаконным способом со стороны почётного патриарха Филарета и «предназначен», в частности, на кафедру, где уже есть законный архиерей – не является епископом. Следовательно, поставленные таким лицом на какую бы то ни было священническую степень, и сделанное для него, и сделанное им, всё ничтожное. Все действия, совершённые почётным патриархом Филаретом вопреки канонам и уставу Церкви, являются ничтожными. Призываем почётного патриарха Филарета и его нынешнее окружение остановиться, одуматься, вернуться от избранного ими пути лжи и заблуждения на путь истины, прекратить попытки с участием российских и пророссийских деятелей разрушения Поместной церкви на радость врагам Украины».
Все эти воззвания, попытка отправить Филарета «на покой» и даже создать для него отдельную организацию внутри ПЦУ не возымели на Денисенко никакого действия. Показателен в данном случае ответ «возрождённой» раскольнической УПЦ КП, в котором было заявлено, что решение ПЦУ относительно Филарета «не имеет никакой канонической или юридической силы», поскольку Филарет предстоятель другой «церкви» – УПЦ КП. Невзирая на данное заявление, Филарет продолжает числиться в качестве «почётного патриарха на покое» в ПЦУ, хотя сам себя к этой «церкви» не относит. Как минимум, на сайте раскольнической УПЦ КП он именуется как «патриарх Киевский и всея Руси-Украины» без приставки «почётный» и «на покое».
15.03.2024 · Россия и мир
05.03.2024 · Мировая политика
03.03.2024 · Россия сегодня