• Новости
  • Видео
  • Библиотека
  • Интересные каналы
  • О движении
  • Вопрос / ответ
  • Авторы
  • Помощь
  • Меню

    Новости

    Видео

    30.11.2022 ·

    Александр Чаусов. Как украинская власть создавала церковный раскол ч.5

    Томос об «автокефалии» и ПЦУ 

     

    В начале апреля 2018 года Порошенко посетил Стамбул, где встретился с Вселенским патриархом Варфоломеем и снова поднял вопрос о создании на Украине «автокефальной церкви». Затем президент Украины встретился с представителями УАПЦ, УПЦ КП и УПЦ МП с тем, чтобы они подписали обращение для передачи Вселенскому патриарху Варфоломею о предоставлении Украинской церкви томоса об автокефалии. Концепция «единой украинской церкви» в понимании Порошенко предполагала механическое объединение двух раскольничьих и одной канонической Украинской церкви. И если представители расколов относительно легко пошли на этот шаг, то от УПЦ МП свои подписи внесли только два архиерея из более чем ста. 
    После этого администрация президента Украины направила Вселенскому патриарху Варфоломею обращение президента Украины, постановление Верховной рады Украины и обращение от иерархов о предоставлении томоса об автокефалии. Синод Вселенского патриархата опубликовал заявление, в котором говорилось о том, что Константинопольский патриархат «приступает к предоставлению автокефалии Церкви Украины». Позже последовал официальный доклад представителей Вселенского патриархата, в котором утверждалось, что Украина является канонической территорией именно Константинополя, а притязания Москвы на Украинскую церковь неправомерны. Также Синод постановил отменить обязательства Синодального письма 1686 года, которое давало право Московскому патриарху рукополагать Киевского митрополита. 
    В декабре 2018 года в Киеве в Софийском соборе под председательством Константинопольского экзарха, митрополита Эммануила (Адамакиса) прошёл так называемый Объединительный собор. На этом мероприятии присутствовали представители УАПЦ, УПЦ КП и два епископа УПЦ МП, митрополит Переяславский Александр (Драбинко) и митрополит Винницкий Симеон (Шостацкий), которых, впрочем, в тот же день каноническая Украинская церковь лишила сана. Итогом «Объединительного собора» стало упразднение УАПЦ и УПЦ КП, появление так называемой Православной церкви Украины (ПЦУ) и избрание её предстоятелем епископа УПЦ КП Епифания (Думенко) с титулом «митрополит Киевский и всея Украины». Филарета по итогам «собора» избрали «почётным патриархом» ПЦУ и дали должность управляющего Киевской епархией.

    Томос об автокефалии ПЦУ был издан в Стамбуле 6 января 2019 года. Казалось бы, мечта украинских политиков и раскольников о «единой независимой украинской Церкви» сбылась. Но если с независимостью от Москвы всё и так было понятно (поскольку ни УАПЦ, ни УПЦ КП никакого отношения к канонической Украинской православной церкви Московского патриархата не имели), то вот насчёт полной независимости и самодостаточности ПЦУ сразу возникли вопросы. И здесь следует подробнее остановиться на тексте пресловутого томоса об автокефалии. 
    Дело в том, что статус автокефалии, помимо прочего, предлагает право Церкви на самостоятельный церковный суд, на самостоятельное мироварение (изготовление специального масла для таинства миропомазания), а также на расширение своей канонической территории миссионерскими усилиями и выход за границы, собственно, того государства, где находится руководство той или иной Поместной церкви. Помимо прочего, автокефальная церковь в буквальном переводе означает «самовозглавляемая». То есть предполагается, что глава такой Церкви равен по достоинству остальным предстоятелям Поместных церквей – то есть называется и является патриархом. Всего этого Варфоломеевский томос «Православную церковь Украины» лишал. В документе об автокефалии ПЦУ, в частности, говорилось: 
    «Автокефальная церковь Украины признаёт главой Святейший апостольский и патриарший Вселенский престол… Сохраняется право всех архиереев и другого духовенства на апелляционное обращение к Вселенскому патриарху, который имеет каноническую ответственность принимать безапелляционные судебные решения для епископов и другого духовенства Поместных церквей… Помимо этого, данным подписанным Патриаршим и Синодальным томосом мы признаем и провозглашаем установленную в пределах территории Украины автокефальную Церковь нашей духовной дочерью и призываем все Православные церкви мира признавать её как сестру и упоминать под именем «Святейшая церковь Украины» (ещё одно название ПЦУ) с кафедрой в историческом городе Киеве, которая не имеет права ставить епископов или учреждать приходы за пределами страны; уже существующие отныне подчиняются, согласно порядку, Вселенскому престолу, имеющему канонические полномочия в диаспоре, поскольку юрисдикция этой Церкви ограничивается территорией украинского государства». Фактически Вселенский патриархат забрал себе иностранные приходы и епархии и УАПЦ, и УПЦ КП. 
    Но и это были не все ограничения. Также в томосе указано, что ПЦУ, «согласно обычаям», будет получать святое миро от Константинопольской церкви, «для проявления духовного единства с ней». Иными словами, ПЦУ было отказано даже в самостоятельном мироварении. Стоит упомянуть, что Устав ПЦУ не был выработан «иерархами» этой церкви, а был предоставлен Вселенским патриархатом, который его и разработал. То есть несмотря на частое упоминание в томосе термина «автокефалия», ПЦУ по факту получила значительно меньше прав и свобод от Константинополя, чем УПЦ МП от Московской патриархии. 
    Более того, в томосе отдельно было указано, что титул главы ПЦУ – «Блаженнейший митрополит Киевский и всей Украины», и без разрешения Константинопольской церкви «не допускается какого-либо дополнения или вычитания от его титула». Что на уровне наименования предстоятеля ПЦУ прямо запрещало ему именоваться патриархом. 
    Русская православная церковь после этих событий разорвала евхаристическое (позволявшее совместно причащаться и служить литургии представителям различных Православных церквей) общение с Вселенским патриархатом. До сих пор ПЦУ не признаётся рядом Поместных православных церквей, например, Сербской, Грузинской, Православной церковью Польши, Иерусалимским патриархатом. Естественно, что и Русская православная церковь признаёт на Украине в качестве канонической только УПЦ МП. 
    Для киевских властей, однако, важно было само «юридическое» (в реальности политическое) закрепление статуса их «единой автокефальной церкви» и «окончательное разъединение с Москвой». Впрочем, в ПЦУ буквально через несколько месяцев снова начался раскол, а его инициатором вновь стал Филарет (Денисенко). 

     

     

    Раскол ПЦУ, возобновление деятельности УПЦ КП 

     

     

    Расхождения между Филаретом («почётный патриарх» ПЦУ) и Епифанием (предстоятель ПЦУ) начались практически сразу после получения томоса об автокефалии. По некоторым версиям, связаны они были с тем, что Епифаний стал поминать на литургии в числе прочих предстоятелей Поместных православных церквей и патриарха Московского и всея Руси Кирилла – чего категорически не желал Филарет.  
    Это привело к тому, что Филарет не присутствовал на интронизации (официальной церемонии возведения в должность предстоятеля) Епифания. Более того, Епифаний и Филарет с момента получения томоса совместно не служили литургию. К слову, ни разу не служили с Филаретом, несмотря на «снятие анафемы» Варфоломеем, и представители Константинопольского патриархата.
    Уже в марте 2019 года Филарет (Денисенко), отвечая на вопрос о том, почему он не перестал вручать церковные награды «Киевского патриархата» и продолжает писать обращения и письма на официальных бланках самораспустившейся структуры, заявил: «Да, Киевского патриархата нет юридически, но фактически есть. Ибо есть патриарх. Потому и основания есть вручать ордена. Я их буду вручать и дальше». 
    В мае 2019 года на сайте УПЦ КП было опубликовано «Обращение патриарха Филарета ко всей украинской православной пастве», суть которого сводилась к тому, что Филарет остается патриархом, а «Киевский патриархат» продолжает существовать. Филарет инициировал собрание верных ему епископов, священников и мирян, которое было названо «Поместным собором Украинской православной церкви Киевского патриархата». Его участники решили отменить ликвидацию УПЦ КП. В постановлении также говорится о том, что томос об автокефалии, предоставленный Православной церкви Украины (ПЦУ), ставит УПЦ в зависимость от Константинопольского патриархата и не предоставляет реальной автокефалии. 
    В течение июня и июля 2019 года Филарет провёл несколько самостоятельных рукоположений священников. В дни празднования 1031-летия Крещения Руси, Филарет провёл свой, параллельный с ПЦУ, «крестный ход». 
    Фактически в ПЦУ возникло две иерархии. Представители ПЦУ неоднократно делали заявления: «Каждый человек, объявленный «епископом» незаконным способом со стороны почётного патриарха Филарета и «предназначен», в частности, на кафедру, где уже есть законный архиерей – не является епископом. Следовательно, поставленные таким лицом на какую бы то ни было священническую степень, и сделанное для него, и сделанное им, всё ничтожное. Все действия, совершённые почётным патриархом Филаретом вопреки канонам и уставу Церкви, являются ничтожными. Призываем почётного патриарха Филарета и его нынешнее окружение остановиться, одуматься, вернуться от избранного ими пути лжи и заблуждения на путь истины, прекратить попытки с участием российских и пророссийских деятелей разрушения Поместной церкви на радость врагам Украины». 
    Все эти воззвания, попытка отправить Филарета «на покой» и даже создать для него отдельную организацию внутри ПЦУ не возымели на Денисенко никакого действия. Показателен в данном случае ответ «возрождённой» раскольнической УПЦ КП, в котором было заявлено, что решение ПЦУ относительно Филарета «не имеет никакой канонической или юридической силы», поскольку Филарет предстоятель другой «церкви» – УПЦ КП. Невзирая на данное заявление, Филарет продолжает числиться в качестве «почётного патриарха на покое» в ПЦУ, хотя сам себя к этой «церкви» не относит. Как минимум, на сайте раскольнической УПЦ КП он именуется как «патриарх Киевский и всея Руси-Украины» без приставки «почётный» и «на покое». 

    Смотрите также

    Дмитрий Медведев: О «формуле мира» ...

    Когда я слышу выражение «формула мира зеленского», испытываю неодолимое чувство брезгливости, быстро переходящее в ощущение стыда от дурного сюрреализма происходящего. Ведь все отлично понимают, включая и оборзевших западных лжецов, что даже в гораздо более простых ситуациях во время войны мир может быть достигнут либо при наличии взаимной воли сторон на основе разумного компромисса, либо путём капитуляции одной из сторон конфликта.  Воли так называемой бывшей Украины к переговорам не просматривается. Во всяком случае на основе признания реалий, о чём вчера сказал В.В.Путин. Для них реалии – это мозгоклюйская «формула мира» провинциального клоуна в зелёном трико. И никак иначе. Выглядит это настолько искусственно, что единственный выход – сконструировать свою, российскую формулу, спокойную и вполне реалистичную. Гуманную для всех. Какую? А например, такую:  1. Признание бывшей (далее – б.) «Украиной» поражения в военной составляющей конфликта. Полная и безоговорочная капитуляция б. «Украины» в лице неонацистской клики в Киеве. Демилитаризация б. «Украины» и запрет на создание военизированных формирований на её территориях в будущем.  2. Признание международным сообществом нацистского характера б. киевского политического режима и проведение под контролем ООН принудительной денацификации всех органов власти б. «Украины».  3. Констатация ООН утраты б. «Украиной» международной правосубъектности и невозможности вступления без согласия России любых её правопреемников в военные альянсы.   4. Отставка всех конституционных органов власти б. «Украины» и немедленное проведение выборов во временный парламент самоуправляемой под эгидой ООН территории б. «Украины».  5. Принятие временным парламентом законов о выплате всех положенных компенсаций России, включая выплаты родственникам погибших граждан нашей страны и выплаты за вред здоровью раненых. Установление порядка возмещения имущественного ущерба, причинённого субъектам Российской Федерации.  6. Официальное признание временным парламентом б. «Украины», что вся её территория – это территория Российской Федерации. Принятие акта о воссоединении территорий б. «Украины» с Россией.  7. Самороспуск временного парламента. Признание ООН акта воссоединения. Такова может быть мягкая российская формула мира. Это ведь и есть компромиссная позиция, да? Думаю, именно по ней и можно искать доброжелательный консенсус с международным сообществом, включая англосаксонский мир, проводить продуктивные саммиты, рассчитывая на взаимопонимание наших близких друзей – западных партнёров.   

    "США погрязли в безнаказанности и коррупции". Открытое письмо ветерана СВР

      Ветеран Службы внешней разведки России (СВР), в прошлом директор Российского института стратегических исследований (РИСИ) генерал-лейтенант в отставке Леонид Решетников опубликовал открытое письмо в адрес директора Центрального разведывательного управления (ЦРУ) США Уильяма Бернса. Ранее глава ЦРУ писал, что США больше не принадлежит неоспоримое лидерство на мировой арене, называл серьезными геополитическими вызовами "подъем Китая и реваншизм России". ТАСС приводит ответ российского разведчика       Уважаемый господин Бернс!     С интересом прочитал опубликованную журналом Foreign Affairs 30 января с.г. Вашу статью "Искусство шпионажа и госуправления: трансформация ЦРУ в эпоху соперничества". Я сам долгое время работал в системе советской, а затем российской внешней разведки и продолжаю поддерживать тесные контакты с коллегами в СВР. Хотел бы дать свою оценку изложенным Вами идеям.     Должен признать, что американское и российское понимание положения разведки на современном — переходном — этапе международных отношений во многом совпадает. Так, вполне здравым представляется утверждение об общем повышении веса разведструктур в системе внешней политики, в том числе за счет поддержания специфических доверительных каналов межгосударственного общения в тех случаях, когда официальный диалог затруднен или невозможен. Немаловажную роль в деятельности разведслужб играет и упомянутый инструмент "стратегического рассекречивания" с целью сорвать планы противника, не нанося при этом ущерб источникам. Нельзя не отметить актуальность вызовов и возможностей, связанных с развитием новейших цифровых технологий и технологий искусственного интеллекта.     Кроме того, сложно переоценить политическое значение партнерских связей разведки. Правда, Вы, господин Бернс, почему-то отрицаете наличие такого "ресурса" у пребывающих, по Вашим словам, "в одиночестве" соперников США. Я, можно сказать, стоял у истоков налаживания партнерских связей между СВР и иностранными спецслужбами и могу заверить, что Служба общалась и, насколько мне известно, общается далеко не только с западными коллегами. Российская внешняя разведка взаимодействует с большинством спецслужб государств Азии, Африки и Латинской Америки. Самое тесное и продуктивное сотрудничество налажено, разумеется, с разведструктурами стран постсоветского пространства. Наши державы вместе работают над отражением угроз национальной безопасности, вызванных — будем называть вещи своими именами — прежде всего постоянным грубым вмешательством США в дела Евразии.     В российских спецслужбах видят и, что называется, отдают должное достижениям ЦРУ в области адаптации оперработников и аналитиков к современным, в...

    Послание Владимира Путина Федеральному Собранию 29 февраля 2024 года

    Фото: GLOBAL LOOK PRESS Уважаемые сенаторы, депутаты Госдумы, уважаемые граждане России. Каждое Послание Федеральному собранию это, прежде всего, взгляд в будущее. И сегодня речь пойдет не только наших ближайших планах, но и о стратегических задачах. О тех вопросах, решение которых считаю принципиально важным для уверенного, долгосрочного развития страны. Такая программа действий, конкретных мер во многом формировалась и в ходе поездок в регионы, прямого разговора с рабочими, инженерами гражданских и оборонных заводов, с врачами, учителями, учеными, волонтерами, предпринимателями, с многодетными семьями, с нашими героями-фронтовиками, добровольцами, солдатами и офицерами Вооруженных сил России. Конечно, мы понимаем, что такие мероприятия готовятся. Но, тем не менее, реальные потребности у людей, безусловно, прорываются в этих беседах. Много идей было выдвинуто и на крупных общественных экспертных форумах. Предложения граждан, их устремления и надежды стали основой, стержнем тех проектов, инициатив, которые прозвучат и сегодня. Рассчитываю, что их общественное обсуждение, безусловно, продолжится. Потому что реализовать все задуманное мы сможем только вместе. Задачи большие. Мы с вами уже доказали, что способны решать самые сложные задачи, отвечать на любые самые сложные вызовы. Мы, например, отразили агрессию международного терроризма, сберегли единство страны, не позволили разорвать ее на части в свое время. Мы поддержали наших братьев и сестер, их волю быть с Россией. И в этом году десять лет легендарной «Русской весне». Но и сейчас энергия, искренность, мужество ее героев – крымчан, севастопольцев, жителей восставшего Донбасса, их любовь к Родине, которую они пронесли через поколения, безусловно, вызывают гордость. Все это вдохновляет. Укрепляет уверенность в том, что мы все преодолеем. Вместе все сможем. Именно так – всем миром – мы не только заставили отступить смертельную угрозу глобальной эпидемии совсем недавно, но и показали, что в нашем обществе преобладают такие ценности как милосердие, взаимная поддержка, солидарность. И сегодня, когда наша Родина отстаивает свой суверенитет и безопасность, защищает жизнь соотечественников на Донбассе и в Новороссии, решающая роль в этой праведной борьбе принадлежит именно нашим гражданам, нашей сплоченности, преданности родной стране, ответственности за ее судьбу. Эти качества четко, однозначно проявились в самом начале специальной военной операции, когда ее поддержало абсолютное большинство российского народа. Несмотря на все испытания, горечь потерь, люди непреклонны в этом выборе. И...